«Почему у меня ничего не получается? Есть образование, опыт, способности, желание, но всё складывается совсем не так, как хочется. Словно оковы на ногах: ты стремишься вперёд, а они сковывают движение и мешают идти. Хочется махнуть рукой на всё и перестать чего-то хотеть».
Подобные слова психолог слышит от клиента довольно часто. И уж он-то понимает, что оковы эти реальны, они являются последствием непроработанной травмы. И нужна кропотливая работа по преодолению этих последствий.
Психотерапевт Франц Рупперт разработал собственную систему работы с травмой методом расстановок. Он исходил из того, что при травме психика расщепляется на здоровую часть, травмированную и стремящуюся к выживанию.
Здоровая часть использует все ресурсы, чтобы травмирующий опыт не соприкасался с реальностью (травмированная часть с выживающей). На это и уходят силы травмированного человека. «После травмы тело становится слугой двух господ: словно на одной лошади восседают два всадника, а то и больше» (Ф. Рупперт). Один всадник (здоровая часть) пытается ехать, а другие- мешают. Травма также нарушает связь между телом и психикой, дезориентируя и дезорганизуя личность.
Посттравматическое состояние характеризуется психосоматическими заболеваниями, паническими атаками, депрессией или апатией. Кто-то начинает беспорядочно суетиться в поиске помогающих высших сил. А кто-то проявляет избегающее поведение, изолируясь от общества. Другие пытаются любым путём добыть положительные эмоции, что может привести к химической, психологической или эмоциональной зависимости.
Где же выход? В первую очередь, он заключается в поиске ресурсов и разумном их использовании с целью преодоления расщепления и укрепления опоры в себе самом. Для этого нужно пройти непростой путь от «себя травмированного» к «себе здоровому»: вспомнить и пережить прошлую травму, понять себя, пожалеть, признать своё право на здоровое и счастливое существование. Только так можно дать возможность застывшим личностным структурам меняться и развиваться.
«Я думала, что пережила смерть родителей, смогла жить дальше. Но любое напоминание о них (любимая мамина песня, запах сигарет, которые курил папа, название города, в котором они родились, вид пожилой семейной пары) бросало меня в то море ужаса, который я испытала, узнав об автокатастрофе, унёсшей их жизни. А я ведь так и не выплакала своё горе! Похороны, больной брат, маленькие дети, работа — как тут предаваться горю? Я думала, что сильная, но мой организм сигнализировал: сил больше нет! Спать не могла, сердце болело, начались проблемы с кожей. И только после курса психотерапии я смогла полноценно жить дальше. Выплакалась, неторопливо простилась, всё им сказала, что не успела при жизни...».
Действительно, человеку необходимо осознать, прочувствовать и прожить все эмоции, вызванные травмой, а не заталкивать их в дальний угол бессознательного. И гнев, и обида, и отчаянье, и скорбь имеют право на существование. Если эти чувства честные и осознанные, они становятся частью «здорового Я», которое и несёт в себе ресурсы на восстановление целостности личности.
Есть методики, способствующие внутреннему исцелению, однако все это нужно делать на приеме с психологом. Это дистанцирование — описание событий от третьего лица (как репортаж или сценарий фильма), создание «ресурсного места» - реального или воображаемого, в котором спокойно, тихо и безопасно (его можно вообразить, нарисовать, подобрать фотографию или картину, найти в реальном мире), проживание момента «здесь и сейчас», обучение эмоциональному реагированию (мимика, жесты, поза, поведение, соответствующие определённой эмоции).
Эффективной методикой преодоления последствий травмы является работа с субличностями — частицами собственного Я. Одни из них здоровые, другие — травмированные, третьи (а их может быть множество) — мнимо-здоровые. Чтобы познакомиться с ними, разобраться с их особенностями и поведением, научиться ими управлять, нужна целенаправленная длительная работа со специалистом.
Травма — это всегда боль. Она разъедает изнутри, «фонит» обидами, ощущением безысходности и отчаяния, неверием в собственные силы, обесцениванием чувств. Но боль — это, в то же время, и энергия, которую можно укротить и перенаправить, превратив в ресурс.