Искала театральный материал для статей Яндекс.Дзена в своих старых творческих дневниках. Писать в дневниках-тетрадочках я любила писать с детства, но творческий дневник появился на 1 курсе театрального института. На первом же занятии на актерском мастерстве нам о нем рассказали. Думаю, и вам он поможет в творческой работе.
Сам дневник - это тетрадь, в которую вы регулярно будете записывать свои наблюдения, творческие идеи, рабочий материал, на страницах дневника творческая личность анализирует свою работу (что получилось, почему не удалось сделать, что необходимо предпринять для дальнейшего роста).
Ведение творческого дневника призывает артиста вести постоянную анализирующую деятельность своей работы.
Например, во время тренинга «Наблюдения» артист учится наблюдать за жизнью. В это время он не может записывать, зарисовывать, фотографировать, снимать видео. Он сидит/стоит и наблюдает минимум час в каком-то людном месте. Его задача запомнить, какие происходили события, кто в них участвовал, как выглядел, что говорил, что на самом деле хотел сделать. Максимально подробно запомнить, затем вернувшись домой, необходимо записать произошедшее.
Постоянный анализ, подмечание определенных характеристик переходит в регулярное действие, откуда артист черпает вдохновение, черты характеров героев, которые может воспроизвести в своей театральной или киноработе.
Чем больше артист наберёт образов и характеров из жизни, тем богаче будет его работа на сцене.
Творческий дневник учит не только подмечать, но и хранит в себе работы, над которыми я трудилась раньше. Они имеют комментарии, подобранную для мероприятия композицию стихотворений, которыми я в дальнейшем могу воспользоваться. Мой преподаватель по актёрскому мастерству не выбрасывает сценарии мероприятий. Она собирает их, и когда ей нужно она может заглянуть и взять из прошлого то, что может быть актуально сейчас.
Я писала ранее, что училась на заочном отделении в ЯГТИ. Два раза в год я ездила в Ярославль на сессию. Нам читали лекции, затем мы сдавали зачеты и экзамены. В театральном институте гуманитарное образование, во время обучения мы много читаем, учат работать с текстами. Нам выдавали списки, что нужно прочитать и посмотреть за полгода. Так у меня на 3 курсе института появилась с подружкой привычка наперегонки читать пьесы по истории отечественного театра. Мы тогда изучали очень интересный период - рубеж веков 19-20. В этот период ставил К.С Станиславский во МХАТе пьесы А.П.Чехова, Л.Андреева. Я в это время сама играла отрывок из пьесы Л.Андреева. Всё так совпало, что в тот период я читала очень много пьес и литературных произведений.
Так же творческие дневники хранят в себе упражнения. Я нашла схему народных танцев, которая мне никак не давалась. Мои ноги меня не слушались. Для лучшего запоминания и домашней тренировки я записывала, что делает носок, пятка и в какой момент она меняется. Да, безусловно, я снимала видео танцев, но мне казалось, что если я запишу от руки я лучше запомню. 😄таки я запомнила, и на экзамене хорошо станцевала. Но когда танцевальные связки понадобились в спектакле мне пришлось вспоминать сначала, но уже без дневниковых записей 😅
Что приятно в творческий дневник можно записать прошедший спектакль и на бумаге проанализировать, что удалось, а что нет. Так работал артист Сергей Юрский. На протяжении 50 лет он записывал свои впечатления после каждого спектакля. Представляю, какая там была проделана работа, так как он много работал в театре и в кино, он смог вычленить свои ошибки и поставить новую артистическую задачу для следующего спектакля. Колоссальный труд.
Стажёром-педагогом актёрского мастерства я стала на 3 курсе института. Я записывала упражнения, формулировки важных актёрских законов, свои и студенческие ошибки во время работы, анализировала занятия с педагогами (мастерами) актерского мастерства, перенимала опыт ведения занятия. Так что мои дневники содержат все много того, чем я пользуюсь по сей день.
Когда я стала исполнительным директором театра, в моем дневники появились финансовые записи театра, организационные задачи, расписание студентов и театра. Постепенно мой творческий дневник вмещал в себя занятия по английскому или индивидуальному вокалу. И все мои творческие дневники имеют записи моей личной жизни. Радости, боли, трагедии, переживания отражались и отражаются на страницах дневника. Каждому периоду имеется своя тетрадь, которая хранит не только нужную информацию или упражнения, но и меня того года. Стоит только туда заглянуть и неминуемо улетаю в то время, когда мы работали ту или иную театральную работу, закрывали сессию, готовили Новый год, распределяли отрывки на педагогическом совете.
Любите ли вы вести дневник? Записываете ли вы свои идеи ?