(Исаия 46)
Вавилонских богов Вила и Нево нужно было носить, как ношу (ст. 1, 2), а Бог Сам носил остаток дома Израилева (ст. 3, 4). Бог задаёт вопрос, подчёркивая Свою уникальность по сравнению с языческими истуканами (ст. 5–7). Бог действует на благо Своему народу (ст. 8–11), давая им спасение (ст. 12, 13).
БРЕМЯ НОШЕНИЯ ИДОЛОВ (46:1, 2)
«Пал Вил, низвергся Нево. Истуканы их — на скоте и вьючных животных; ваша ноша сделалась бременем для усталых животных. Низверглись, пали вместе: не могли защитить носивших, и сами пошли в плен» (46:1, 2).
«Вил» (ст. 1), или Мардук, был богом города Вавилона. Он был верховным богом, главой пантеона. «Нево» был богом города Ворсиппа (в шестнадцати километрах от Вавилона), где стоял его главный храм. Ему поклонялись по всей стране как богу мудрости и покровителю наук. Его статую ежегодно доставляли в Вавилон на праздник возведения на престол. «Нево» входит составной частью в имена «Навуходоносор» и «Набонид», что говорит о той части, какую ему оказывали.
«Ваша ноша сделалась бременем», — заявляет Исаия (ст. 2). Всякий бог, которого нужно носить, является бременем. Эти лжебоги стали «бременем» для тех, кто поклонялся им, потому что Вил и Нево не смогли спасти их от «плена».
БОГ, НОСЯЩИЙ БРЕМЕНА (46:3, 4)
«Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы материнской: и до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (46:3, 4).
Бог называет Свой народ «дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от утробы материнской» (ст. 3). Здесь фразы «дом Иаковлев» и «дом Израилев» являются синонимами, описывающими остаток. В противоположность идолам, Бог — это Спаситель, Сам носящий бремена. Моисей говорил, что Господь «носил» сынов Израилевых в пустыне (Втор. 1:31). Муж скорбей «понёс» нашу боль (Ис. 53:4). Да, Бог «носил их во все дни древние» (63:9).
Джордж Адам Смит озаглавил свои комментарии к этой главе «Носящие или носимые». Он пишет: «Как человек воспринимает свою религию — как нечто, что он должен носить, или как то, что будет носить его, — меняет для него всё дело».
«И до старости вашей Я тот же буду», — обещает Бог (ст. 4). Какое заверение! Какое утешение! Псалмопевец говорил: «Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25); «Если я пойду и долиной смертной тени — не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22:4).
НЕСРАВНЕННЫЙ БОГ (46:5–7)
«Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька, и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на своё место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, — он не отвечает, не спасает от беды» (46:5-7).
Говоря от имени Бога, Исаия задаёт серьёзный вопрос: «Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите…?» (ст. 5). Слово «сличите» образовано от еврейского корня машал, означающего «быть похожим», «иметь сходство» (Браун и др.). Господь не похож ни на каких идолов. Они не имеют с ними ничего общего.
Исаия продолжает своё выступление против идолопоклонства (см. 40:18–20; 44:9–20). Он показывает, что даже отлитый из дорогостоящего серебра и золота, идол «не отвечает» на вопли поклонников и «не спасает от беды» (ст. 6, 7). Пусть это будет предупреждением для нас сегодня. Мы не должны создавать идолов и ставить их в центр своей жизни вместо Бога. Никакое богатство, никакой престиж, успех или что-либо ещё не могут удовлетворить самые сокровенные потребности жизни. Если мы будем стремиться ко всему этому, то — как некогда Соломон — скажем в конце: «Всё — суета и томление духа. И нет от них пользы под солнцем!» (Еккл. 2:11).
ДЕЙСТВУЮЩИЙ БОГ (46:8–11)
«Вспомните это и покажите себя мужами. Примите это, отступники, к сердцу. Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: “Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю”. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал — и приведу это в исполнение; предначертал — и сделаю» (46:8-11).
И снова (как в 44:21) Бог призывает Свой народ «вспомнить» (ст. 8, 9). Джон Освальт говорит, что противоядием от неверия является память. Вспомнив нежную заботу Господа об Израиле и к гонимым христианам I века, мы можем стать мужественнее. Нам надо размышлять о Божьем провидении в нашей жизни и благодарить за неё. Один благочестивый бизнесмен-христианин как-то сказал мне, что, только оглянувшись назад на свою жизнь, мы можем увидеть Божью руку, действующую в ней. Это в полной мере относится к Иосифу, который после смерти отца успокаивал своих испуганных братьев:
«Не бойтесь, ибо я боюсь Бога. Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть, — сохранить жизнь великому числу людей. Итак, не бойтесь, я буду питать вас и детей ваших…» (Быт. 50:19–21).
Стихи 10 и 11 содержат продолжение Господнего заверения относительно Его предсказаний: «Я сказал — и приведу это в исполнение; предначертал — и сделаю». Он уже избрал «исполнителя определения [Своего]», чтобы тот исполнил Его волю. Это был Кир, «орёл от востока», который своими завоеваниями принесёт избавление иудеям.
«Здесь мы имеем неразрывную связь между обещанием и исполнением, между Божьим словом и Божьим делом» (Освальт). Эти стихи идут от общего к частному, показывая, что Бог сделал, делает и ещё сделает. «Они характеризуют Бога тем, что Он постоянно делает всегда и везде» (Освальт). Эта мысль подчёркивается троекратным появлением в еврейском оригинале союза ’ап с четырьмя глаголами в первом лице: «Я сказал — и приведу это в исполнение; предначертал — и сделаю». Вслед за Иовом Израилю (как и нам сегодня) нужно было исповедать: «Знаю, что Ты всё можешь и что намерение Твоё не может быть остановлено» (42:2).
СПАСАЮЩИЙ БОГ (46:12, 13)
«Послушайте Меня, жестокие сердцем, далёкие от правды: Я приблизил правду Мою, она недалеко, и спасение Моё не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю — славу Мою» (46:12, 13).
Господь называет Свой народ «жестокие сердцем» (ст. 12). Быть «жестокими сердцем» — значит быть упрямыми, твердолобыми. Такая позиция делает людей «далёкими от правды/праведности», от «Божьего стандарта нравственности, этики и духовности» (Хейли).
«Правда», «спасение» и «слава» (ст. 13) — это Божьи дары верующему, послушному народу. Мир не может дать такие дары, ибо они только в Господе. А вы послушное чадо Божье? Если да, тогда вы знаете, что «от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славой и благостью» (2 Пет. 1:3).
НОСИМЫЕ БОГОМ
Глава 46 содержит величайшее противопоставление в мире: Бога и вавилонских богов! В центре противопоставления — тот факт, что безжизненных идолов вавилонян должны были носить те, кто поклонялся им, а Бог небесный Сам носит поклоняющихся Ему. О рукотворных истуканах говорится: «Ваша ноша сделалась бременем для усталых животных» (ст. 1). А Бог сказал: «Я создал и буду носить [вас]» (ст. 4). Подумайте о том, как Он «носит» Свой народ.
От рождения. Он носил нас, когда мы и не подозревали о том, что Он нас носит. Он обращается к Иудее: «[Вы] принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы материнской» (ст. 3). Мы ещё не способны были и подумать о Нём, а Он уже заботился о нас посредством Своего провидения.
Многие годы. Он постоянно носит нас. За все годы Он никогда не переставал блюсти нас, даже когда мы отворачивались от Него. Он всегда был со Своим народом: «И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (ст. 4). В соответствии со Своим извечным замыслом. Он носит Свой народ в соответствии со Своим изначальным планом. Он хочет, чтобы Его народ жил в Нём, имея Его мудрость, общение, избавление и силу.
В приготовленное Им для них будущее. Он носит Свой народ, чтобы ввести их в предначертанное для них будущее. Он заботится о них сегодня, но Он определил для них славное завтра. Он замыслил его, и создал его, и обязательно исполнит его. Он сказал: «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что еще не сделалось, говорю: “Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю”» (ст. 9, 10). При необходимости Он поднимает даже языческих царей, чтобы приготовить будущее для Своего народа, как в случае с Киром (ст. 11). Наш Бог возвещает «от начала, что будет в конце». Мы можем твёрдо верить в то, что Он говорит нам о будущем.
Народ Вавилона делал своих богов. Они приносили золото и серебро мастеру и просили его превратить эти драгоценные металлы в бога. Когда он бывал готов, они кланялись ему. Они поднимали его на плечи и несли в то место, где он должен был стоять. Конечно же, в нём не было жизни. Он не двигался, не говорил, не спасал поклоняющихся ему. И хотя они взывали к нему, он не мог ответить на их мольбы. Оглянувшись назад, Божий народ увидит, что Бог носил и носит их. Он ведёт их, спасает их и заботится о них. Он Бог, и нет иного (ст. 9).