Создатели улуса Джучи или Золотой Орды поклонялись Великому Синему Небу. Однако при этом они терпимо относились к религиозным верованиям своих подданных. Они также могли сохранять правящие династии, терпимо относится к некоторым князьям, и вообще, правители Орды не стремились к уничтожению мультикультурного населения Улуса. Тогда к чему же они стремились? И чем приходилось расплачиваться с их стремлением покоренным народам? Попробуем дать краткий ответ.
Гибель старой и формирование новой знати
Потрясения 1237-1240 гг. уничтожили социально-политическую стабильность Северо-Восточной Руси и нанесли страшнейший ущерб экономике. В те годы исторический путь Руси круто изменился. Оказывая сопротивление монголам хана Бату, в сражениях погибли многие князья и знатные бояре. Правящий класс Руси понес тяжелые потери, и это серьезно отразилось на русском правящем классе в позднейшую эпоху. Новые элиты стали теперь формироваться не из старой древнерусской аристократии, гордой своим героическим прошлым, а из рядовых дружинников и приближенных княжеского двора, включая несвободных лично людей. По мнению историков, "это наложило свой рабский отпечаток на политику русских князей, на менталитет верхушки, нравы народа".
Великий князь Владимирский по воле чужеземного хана
После смерти владимирского князя Юрия Всеволодовича в сражении при Сити к власти пришел его брат Ярослав Всеволодович, вернувшийся из Киева в северо-восточное Залесье. На дворе стоял 1243 г. 53-летний владимирский князь оказался в полной зависимости от Монгольской империи и Золотой Орды. Он почувствовал это, когда Бату вызвал его в строящийся город Сарай и назначил его своим данником. За это хан Орды даровал Ярославу право считаться великим князем Владимирским.
Отныне главный русский князь терял свой суверенитет и становился фигурой абсолютно зависимой от хана и его двора. Согласно монгольским понятиям, русский великий князь приравнивался к эмиру (беку) и должен был становиться на колени перед царем, как на Руси принято было называть ордынского хана.
Унизительные условия
Как писал историк С.М. Соловьев, татары любой народ принимали к себе в подданство на следующих условиях. Жители подчиненной страны, включая и Русь, обязаны были:
- Ходить с ними на войну по первому востребованию. (Русские с северо-востока помогали улусу Джучидов в борьбе против монгольского Ильханата в Персии за владение богатыми пастбищами Азербайджана. Кроме того, кажется, существовала повинность поставлять рекрутов для составления русских полков в Юаньском Китае.)
- Давать десятину от всего, от людей и от вещей. Татары забирали каждого десятого отрока и девицу, отводили их в свои кочевья и держали в рабстве. Остальных жителей перечисляли для сбора подати.
- Князья подчиненных стран обязаны были являться без замедления в Орду и привозить богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам – одним словом, всем, имеющим какое-нибудь значение.
- Часто князья должны были оставлять в Орде своих сыновей или братьев в заложниках.
- В своих землях они должны были принимать сборщиков налогов и управителей (баскаков), которым как сами князья, так и все жители обязаны были повиноваться.
В случае неподчинения баскаку по донесению последнего в княжество являлась толпа татар, которая истребляла ослушников, опустошала их город или страну.
Долее того, не только хан или его наместник, но и каждый татарин, приезжавший в подчиненную страну, имел право вести себя в ней как господин, требует все, чего только захочет.
Единственная отдушина
Единственное, что хоть как-то могло компенсировать русским князьям их тягостную зависимость от ордынского "царя" и все системы внешней зависимости, была необыкновенная терпимость татар к чужим вероисповеданиям.
"Терпимость эта была предписана законом: в самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою. По уставу Чингисхана и Октая, подтвержденному впоследствии, служители всех религий были освобождены от платежа дани".
От прибывших в ханскую ставку князей требовалось немного: пройти под языческим кустом и перепрыгнуть через языческий огонь. В сущности, мелочь. Но с точки зрения религии, это было страшным грехом. Что делать, князья в массе своей грешили. Не зря же в историю вошел практические единичный случай отказа от прохождения через священный огонь и жестокой казни за это князя Михаила Черниговского и его боярина Федора.
Постскриптум
Непосредственное экономическое влияние татарского завоевания было разрушительным. Некоторые регионы так и никогда не вернулись к прежнему состоянию. Русь несла тяжелое бремя налогов. Содержание татарских чиновников и покрытие расходов на поездки князей, отправлявшихся на поклон к ханам, ложилось на плечи населения дополнительным грузом. Любое неповиновение заканчивалось карательными экспедициями, которые обрушивали целые регионы и дорого обходились Руси. Экономики Северо-Восточной Руси понадобились десятки лет для восстановления.
Экономические потери, сокращение народонаселения, резкая перестройка политического ландшафта -все это было страшной ценой, заплаченной русским обществом за сомнительное удовольствие быть часть Золотой Орды.
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайтесь в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках сообщайте автору