Найти тему
Музей Оранэлы

Чем и как пахнул Петербург 120 лет назад?

Оглавление

Современный мегаполис по части запахов практически стерилен. Немного выхлопных газов, немного аромата кофе и булочек из ближайшего кафе. Вот собственно и все.

А вот сто лет назад Санкт-Петербург уже весной начинал пахнуть так, что любой горожанин только и мечтал, как бы побыстрее уехать из города. Если, конечно, есть куда. Почему? Вспомним «Преступление и наказание»:

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу

Уж Достоевский знал эту «летнюю вонь», потому как не имел той самой «возможности» и проводил лето в городе. Чем же пах Санкт-Петербург?

1. Отопление

Центрального отопления и газа в миллионном городе не было. Дым и сажа от печей, в том числе кухонных, был, конечно, не самым страшным запахом, почти привычным. Больше он конечно чувствовался зимой, но и летом кухни не прекращали работать. К тому же нередко случались сильные пожары, опять же по причине того, что для готовки, отопления и освещения использовался только открытый огонь.

Количество дров, которые потреблял Петербург сто лет назад, было невообразимым
Количество дров, которые потреблял Петербург сто лет назад, было невообразимым

Правда, Петербург в этом вопросе как и другие русские города имел преимущество перед Европой, поскольку печи работали по большей части на дровах. В то время как за границей использовали уголь, дававший более едкий запах. К тому же в наших городах атмосфера неизбежно наполнялась относительно приятным запахом дров, которые распиливались и раскалывались по дворам непрерывно.

2. Лошади

Лошади были для Санкт-Петербурга всем. Это был и личный, и общественный, и грузовой, и попросту единственный транспорт в городе (если не считать речного) до появления в 1907 году трамвая.

Невский проспект в обычный день сто лет назад (рынок без холодильников, улицы без туалетов, транспорт - конный)
Невский проспект в обычный день сто лет назад (рынок без холодильников, улицы без туалетов, транспорт - конный)

Не будем много об этом говорить, возможно кто-то читает этот пост за едой. Издержки лошадиных сил практически сразу становились существенной частью той самой «вони», на которую сетовал Федор Михайлович. Кстати, как и сейчас, нередки были «пробки» из конных экипажей, да и держали лошадей по большей части во дворах богатых и не очень домов. К тому же более 90% мощенных мостовых были булыжными, и конский навоз оседал между камнями до полного распада. А уж о том, как пропитывалась торцевая мостовая из дерева, если вовремя не прибрать за лошадкой, говорить не стоит даже тем, читает пост не за едой.

3. Канализация

Полноценной канализации в Санкт-Петербурге не было вплоть до 1920-х годов. Точнее имевшаяся с Екатерининских времен канализация предназначалась только для сбора и отвода поверхностных вод. С увеличением потребления воды домовладельцы незаконно «подключались» к «ливнёвке», что быстро превратило реки и каналы в открытую канализацию. Эта ситуация усугубилась с появлением в конце 19-го века частных водопроводов, увеличивших потребление воды в домах.

Пищевые отходы и продукты человеческой жизнедеятельности выносились в выгребные ямы, которые были в каждом дворе. От них и поныне сохраняется характерная выемка в углу петербургских «колодцев». Дальнейшая судьба содержимого ям зависела опять же от совести и кармана домовладельца. Задержка в вывозе содержимого ямы в жаркую погоду всего на пару дней была чувствительна не только для обитателей дома, но и для всей округи.

-3

Лиговский канал, как и другие, довольно быстро превратился в открытую канализацию.

Заметим, что в магазинах, ресторанах, домах и на рынках отсутствовали еще и привычные нам холодильники. Единственным спасением были ледники – специальные хранилища, в которых зимой заготавливался лед. Но это тоже стоило денег, поэтому все несъеденное и непроданное на следующий день уже ничем не отличалось от содержимого выгребных ям. Да, чуть не забыли сказать, что общественных туалетов катастрофически не хватало, поэтому возникавшие у горожан проблемы решались в порядке импровизации.

Один из первых и в начале XX в. немногих общественных туалетов в Санкт-Петербурге (арх. А.И. Зазерский, 1902)
Один из первых и в начале XX в. немногих общественных туалетов в Санкт-Петербурге (арх. А.И. Зазерский, 1902)

В качестве канализации неофициально использовались многочисленные реки и каналы Петербурга. Вываливать в них что-либо (даже снег зимой!) было категорически запрещено, но надзирать за этим была возможность только в центре города. Неслучайно у Достоевского Екатерининский канал называется просто «канавой». Но тот еще был проточный и промывался свежей невской водой. А вот тупиковый Лиговский канал пришлось просто закопать, настолько безысходным оказалось его состояние к началу XX века.

4. Промышленные предприятия

Многочисленные заводы и фабрики были гораздо ближе к жилым кварталам, чем сегодня. А до появления экологических стандартов было еще далеко.

-5

Так выглядели промышленные окраины Петербурга (совр. Промышленная ул.)

Самый невинный «аромат» - это смесь пара, дыма и машинного масла от паровых машин. Большинство производств (текстильных, лако-красочных) были вредными и опасными для здоровья. Вся таблица Менделеева витала в воздухе, а также растворялась в каналах и речушках, к которым непременно тяготел любой заводик.

5. Захоронения

Невеселая тема, но без нее никуда. Долгое время кладбища находились внутри городской черты. Лишь когда проблема приобрела бедственное положение, их стали выносить за город. Так в 1871 году в десяти километрах от центра города появилось, например, в 1871 году Преображенское кладбище, для удобства родственников открыли специальную платформу на железной дороге (ныне – станция «Обухово»).

Митрофаньевское кладбище в начале XX века было одним из крупнейших в столице
Митрофаньевское кладбище в начале XX века было одним из крупнейших в столице

Сегодня наличие кладбищ в городе нас не беспокоит, но проблема была в том, что в то время безнаказанно нарушались правила захоронения. Из экономии иногда могилы выкапывали на глубину не 180 см, а всего лишь 50 (!). К тому же не всегда опять же из экономии использовали, извините, гробы. Весенний паводок мог превратить кладбище в эпицентр экологического бедствия.

Если с людьми поступали по-христиански, то с многочисленными представителями городской фауны особенно не церемонились. Лошади, собаки, кошки, крысы, закончив земной путь часто надолго оставались в том месте, где их застала смерть. Серьезным бедствием были наводнения и паводки, когда затапливались подвалы и подземные пустоты. Погибших животных приходилось попросту сжигать, чтобы избежать эпидемий.

Вот далеко не весь спектр запахов, которые составляли ту «особенную летнюю вонь». Так что дачная жизнь была не роскошью, а необходимостью. Ну а зимой как-то эта проблема замерзала. До весны…

Чтобы проще составить впечатление, чем пах Петербург – представьте себе конюшню, в которой не убирались неделю, а в первый же день в подсобке сломался холодильник с мясом и рыбой, да прорвало канализацию. Заодно сломался кондиционер, так что температура выросла градусов до тридцати-сорока.

Посмотрите с ракурса этой статьи наш небольшой фильм "было-стало".

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL