«ЧА ЩА. Выставка в лесах»: коллективная игра ума на тему «Каким быть искусству в период пандемии»
Ленты социальных сетей редакторов и журналистов ведущих московских медиа, бомонда и участников арт-сообщества на протяжении месяца пульсировали яркими фотографиями лесной чащи, наполненной произведениями сайт-специфик арта. Именно лес стал действующим местом одного из самых важных арт-событий осени 2020 года. Масштабный выставочный проект галереи JART «ЧА ЩА. Выставка в лесах» объединил 42 инсталляции от 28 художников в лесу курорта «ПИРогово», на берегу Клязьминского водохранилища.
Проект создавался с апреля по август во время пандемии COVID-19 – поры вынужденной изоляции, остановившегося времени и попыток человечества освоиться в новой реальности. Музеи и выставочные залы по всему миру были закрыты. В этом свете уход в лес, замена залов на полянки, заросли, сосновые анклавы и свежий воздух оказались идеальным решением. Мы построили музей под открытым небом, предложив не только художникам, но и всем зрителям опробовать на практике идею эскапизма (англ. escape — «сбежать, спастись») – ухода от привычных алгоритмов жизни, разрыва нейронных связей, которые формируют нашу рутину жизни. Эскапизм сподвигает и учит нас быть счастливыми наедине с самим собой. Например, выдающийся русский режиссер Андрей Тарковский считал идею эскапизма главной для молодежи своего времени.
Видение леса как важного феномена культуры, места для укрытия и убежища предложил нам крупный музейный куратор Андрей Ерофеев, которого галерея JART привлекла к работе над проектом. Настроение выставки было сформировано эксцентричной поэзией Даниила Хармса:
Из дома вышел человек
с веревкой и мешком.
И дальний путь, и в дальний путь
отправился пешком <…>
И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.
-
…Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.
Выбор курорта «ПИРогово» как места проведения этой необычной выставки не случаен. Успешный девелоперский проект на берегу Клязьминского водохранилища стал центром притяжения концептуальных архитектурных решений и знаковым местом на художественной карте современного искусства: в 2002 году здесь прошел крупный фестиваль «АртКлязьма». За последующие 18 лет на территории возник уникальный рекреационный комплекс площадью около 100 га, в котором природа гармонично сочетается с современной архитектурой и инфраструктурой для гольфа и яхтинга.
Чистые эмоции, не скованные стенами музеев и галерей, объединили гостей проекта. Встретить знакомого, с которым еще недавно постоянно сталкивался на многочисленных московских вернисажах, на лесной тропинке особенно радостно – то ли из-за затишья в арт-жизни, то ли от того, что лес располагает к искренности, открытости, удивительным образом сплачивает людей. Неожиданным образом «ЧА ЩА» стала символом свежего восприятия искусства.
«В некотором смысле современное искусство работает настолько, насколько захватывает и удерживает внимание зрителя… Это как бы лесной стрит-арт – тропинка-арт – который должен срабатывать сразу и бесповоротно, здесь важен эмбиенс, окружение, контекст – и захват внимания, а не прорывная глубина».
«Андрей Ерофеев и галерея JART переиграли все биеннале и фесты привычного формата. Вернули неспешный строй общения в согласии с естеством!»
«Без этикеток и экспликаций, даже без имен художников: произведения искусства – прямо среди леса, блуждай сколько хочешь и отличай conceptual art от природных феноменов. Практически ни одной бледной или проходной работы, чудесный квест среди деревьев и мхов». Среди представленных здесь имен такие гиганты, как Франциско Инфанте, Александр Бродский, Павел Пепперштейн, Георгий Кизевальтер, Дмитрий Врубель, Валерий Кошляков, Павел Отдельнов, а многих я не знаю, но они ничуть не хуже). В общем, прекрасная осенне-лесная психоделия».
Даже люди, далекие от искусства, оказавшись на выставке вместе с друзьями-профессионалами или из чистого любопытства, не без удивления отмечали, что в лесном контексте современное искусство воспринимается совершенно по-особенному и располагает к интеллектуальной игре смыслами и увлеченному обсуждению. Формат посещения выставки в лесу мы назвали «арт-трекинг», так как, попадая на лесную прогулку, человек бессознательно настраивается на отдых, единение с природой, на неторопливое размышление о себе и окружающем мире. В лесу человек абстрагируется от своих жизненных обстоятельств и через какое-то время превращается в чистый лист. Именно на этом листе и рождаются проекты всех участников выставки, и зритель концентрируется на идеях, концепциях и объектах.
«Этот сосновый лес, сказочный сам по себе, благодаря многообразию объектов и взаимодействий превратился в поистине волшебный пейзаж, доставлявший радость изумления, казалось, не только многочисленным посетителям, но и самому лесу. Между человеком, искусством и природой сложился многослойный диалог с глазу на глаз».
«Я как финн, выросший на краю леса, при входе на выставку «ЧА ЩА» почувствовал, как будто вернулся к своим корням. После дождя в лесу волшебно пахнет. Искусство вдохновляется природой, но, с другой стороны, природа растворяет искусство в себе – в буквальном смысле. Пауки ползают по произведениям, а погода обрабатывает их состав. Посещая галереи и музеи, мы привыкли к тому, что произведения нельзя трогать. На выставке «ЧА ЩА» можно войти внутрь произведений, понюхать и даже попробовать их на вкус. Совокупность является одновременно вневременной и картиной нашего времени…»
Маршрут выставки протянулся на 3 километра лесных троп. Как не заблудиться в лесной чаще и сориентироваться на местности? Для успешной навигации и эстетического удовольствия галерея JART вместе с художником Павлом Пепперштейном придумали карту леса с мифическими пиктограммами, дорожками и местами расположения инсталляций. Для удобства многочисленных зрителей карта и аудиогид по выставке были размещены в приложении IZI Travel.
Главными действующими лицами стали, конечно, художники. 28 авторов: от мэтров, стоявших у истоков современного русского искусства, до молодых, но уже признанных в арт-сообществе художников с узнаваемым стилем. Объекты всех участников выставки пронизаны идеями московской концептуальной школы, и название выставки «ЧА ЩА» обретает новый смыл, отсылая нас к азбучным постулатам истории современного русского искусства. Состав участников проекта позволил зрителям изучить четыре поколения русских художников.
Ядром проекта стала группа авторов круга Ильи Кабакова и Андрея Монастырского: Игорь Макаревич (1943) и Елена Елагина (1949), Франциско Инфанте (1943) и Нонна Горюнова (1944), Георгий Кизевальтер (1955). Это живые классики, титаны современного искусства, которые вышли на авансцену в 70-80-е годы прошлого века как главные представители нонконформизма и оказали влияние на развитие не только отечественного, но и мирового искусства. Особое место в проекте принадлежит Александру Бродскому – участнику уникального явления в русской культуре 80-х годов, известного как бумажная архитектура.
Следующее поколение представляют важные художники 90-х годов – участники галереи в Трехпрудном переулке: Валерий Кошляков (1969), Илья Китуп (1964), Владимир Архипов (1961), сооснователь арт-группы Инспекция «Медицинская герменевтика» Павел Пепперштейн (1966) и политический живописец Дмитрий Врубель (1960).
В начале XXI столетия наступил переломный момент в истории – на художественную сцену выходит новое поколение художников. Они создают программы, альтернативные героям 90-х, ищут новые медиа и формы выражения своих идей. В проекте «ЧА ЩА» приняли участие яркие представители искусства 2000-х: Ирина Корина (1977), Андрей Кузькин (1979), Павел Отдельнов (1979), МишМаш (Мария Сумнина (1977) и Михаил Лейкин (1968)), Ольга Божко (1974), Роман Сакин (1976).
Молодое поколение художников представили Юлия Несис и Дима Филиппов. Согласно общепринятой международной классификации, их можно назвать еmerging artists (начинающими художниками), которые находятся в начале своей карьеры, но при этом уже были отмечены арт-критиками, прессой, провели свои первые персональные выставки, их стиль узнаваем.
Таким образом, гости проекта получили представление об идеях, концепциях и художественных практиках крупного сообщества московских художников второй трети XX – начала XXI вв. Все желающие могли свободно получить арт-газету, которая на 35 страницах содержала информацию о проекте, инсталляциях и художниках лесной выставки.
Одной из главных метафор выставки выступил массивный объект «Иконос», спроектированный Валерием Кошляковым. Иконос – слово, которое придумал художник для обозначения архитектурных форм, встречающихся на иконах с их внеордерной, неклассической и нефункциональной природой. Расположение объекта в лесу вызвало ассоциации с образами скита или пещеры отшельника – еще одно напоминание о том, что лес является идеальным местом для укрытия, уединения и поиска смыслов.
Павел Пепперштейн – сын московского концептуалиста Виктора Пивоварова, художник, которого называют одним из главных мифотворцев современного российского искусства – «вырастил» в чаще трёхметровый мухомор и устроил под ним лесную библиотеку, указав нам очередной раз на свой писательский гений. Читайте Пепперштейна — в своих рассказах он безумно талантлив и изобретателен. Также проект Пепперштейна оказался интерактивным. Зритель мог не только расположиться под грибом, но и почитать понравившуюся книгу.
Антикварная чешская мебель придавала лесной опушке сюрреалистический, театральный вид. Кто только не сидел в этом кресле за месяц работы проекта?! Кстати, Павел создал и главный имидж выставки, отсылающий нас к сказочным иллюстрациям Александра Билибина и русской психоделической литературе Виктора Пелевина. Пепперштейн также написал серию текстов с иллюстрациями для каталога выставки, создав визуальный и текстуальный образ проекта.
Одним из главных символов выставки стал объект арт-группы «МишМаш» под названием «Шкала безопасных расстояний». Простая и эффектная инсталляция состоит из 30 красных столбиков, между каждым из которых дистанция в 1,5 метра. Этакий памятник новым поведенческим и культурным кодам, возникшим из-за пандемии COVID-19 и призывающим нас соблюдать в общественных местах дистанцию друг с другом.
Журналист Анна Толстова выбрала эту инсталляцию для обложки журнала «Коммерсант Weekend», выход которого совпал с началом второй волны коронавируса в России.
«Незримым участником выставки стала пандемия. Ее участие то грозило сделать реализацию проекта невозможной, то открывало новые перспективы. Но, вопреки усилиям этого участника, выставка состоялась, наша воля оказалась сильнее».
Георгий Кизевальтер, один из основателей концептуального объединения «Коллективные действия», в своей работе провел связь с деятельностью этой культовой для истории искусства группой и создал устройство для безопасной социализации. В этой инсталляции художник выступил визионером, предвосхитив появление разделительных перегородок в местах активных социальных коммуникаций.
Еще одни участники арт-группы «Коллективные действия» Игорь Макаревич и его жена и соавтор Елена Елагина показали, что даже в эпоху больших потрясений есть место искусству. Свой знаковый проект «Жизнь на снегу», показанный в Русском музее в 1994 году, художники спрятали, построив подземную галерею в землянке. Серия офортов изображала примитивные приспособления и устройства для выживания в экстремальных погодных условиях вне цивилизации. Там же расположилась мастерская художников, в которой как будто шла работа над «очеловечиванием» деревянной куклы Буратино или Пиноккио. Художники открывали человеческое в иной, деревянной природе.
В течение недели во время подготовки выставки Франциско Инфанте – один из главных представителей кинетического искусства в СССР – вместе с Нонной Горюновой плели паутину сужающихся и расходящихся строгих геометрических линий, продолжая традицию создания масштабных инсталляций на открытом воздухе, органично вписывающихся в природный контекст.
Курорт «ПИРогово» называют архитектурным заповедником, так как в начале 2000-х годов участники объединения «Бумажная архитектура» – Тотан Кузенбаев, Александр Бродский, Евгений Асс и Юрий Авакумов – построили здесь ряд уникальных домов, ставших хрестоматийными примерами частных резиденций в архитектурной российской практике. Именно по этой причине мы пригласили в проект Александра Бродского и реализовали две идеи, одна из которых представляет собой трогательный пример лесной мебели: на поверхности спиленного дерева художник расположил зеркало из идеально отполированной нержавеющей стали. Основная идея проекта, помимо эффекта неожиданности, заключалась в том, что зритель смотрел в землю в символическом жесте смирения, но при этом видел небо.
Владимир Архипов представил удивительный символ смекалки и изобретательности советского человека – арт-объект «Летний душ Александра». Душевую кабину, созданную работником советского автобусного парка, нашли в 2007 году искусствоведы Ирина Кулик и Сергей Хачатуров, которые обратили внимание Архипова на интересное изобретение народного умельца.
Именно по таким редимейдам (англ. Ready-made от ready «готовый» и made «сделанный») будущие поколения могут узнавать о том, как был организован быт советского человека в условиях дефицита. А может это пригодится и в ближайшее время. В коллекции Владимира Архипова более 2000 объектов, созданных простыми обывателями; в этом смысле он полностью разделяет постулат одного из основателей концептуализма Йозефа Бойса: «Каждый человек – художник».
Воплощая в жизнь одну из важнейших практик в искусстве 2000-х – объединение художников в сообщества – шесть художников основали арт-группу «Художественное уединение». Ирина Корина, «Обледенение архитекторов», «ЕлиКука» и Ольга Петруненко создали в «ПИРогово» целый ряд ироничных и ярких проектов. Сплав художественной доктрины «ХУ» состоит из ярких, театральных представлений искусства, элегантного обращения с материалами и крепкими пространственными, инженерными решениями.
Открывающий выставку объект «ХУ» сразу же установил концептуальный диктат свободы: гостей встречали ростовые портреты деревьев, которые меняли стереотипное представление о том, что художник работает на пленере с небольшими размерами холстов. Пятиметровые живописные полотна в неоимпрессионистской манере были покрыты многочисленными подтеками краски, как будто художники взяли в соавторы дождь.
Своеобразным продолжением темы портретов деревьев стал перформанс Андрея Кузькина: только в этом случае сам художник стал деревом. Единственный акционист лесной выставки провел 69-е действо из проекта «Явление природы или 99 пейзажей с деревом». Эта серия перформансов устраивается художником начиная с 2010 года и, по задумке, должна состояться 99 раз в разных точках планеты. Уже известны и задокументированы «стояния» во льдах Антарктиды, музейных залах центра имени Жоржа Помпиду в Париже, полях Бермингема, пригороде Вены, холмах Красноярского края и других живописных 68 местах земного шара.
Известнейший коллекционер и галерист, открывший миру французских импрессионистов, Амбруаз Воллар в своих воспоминания пишет об увлекшей его идее коллекционирования звуков. Этим тоже можно заниматься в нашей чаще. Например, проект арт-группы «ХУ» «Расписание кукушки» – этакий оммаж ироничным идеям московского концептуализма, высмеивающим бюрократизацию всех возможных и невозможных процессов в обществе. Данный арт-объект предлагает зрителю изучить расписание кукушки и ловить ее голос, звучащий по строго регламентированному времени из динамика, спрятанного в скворечнике.
«Соборный шалаш» арт-группы «ХУ» предлагал гостям проекта уединиться в крестообразной землянке, укрытой в форме соборных сводов ветками и соломой. В центре подземного скита располагался пенек, присев на который гость чащи оказывался буквально между небом и землей.
Данный павильон располагал вспомнить уникальный опыт участия Ватикана в архитектурной венецианской биеннале 2018 года, когда ведущие архитекторы мира, лауреаты Притцкеровской премии (Норман Фостер, Эдуарду Соуту де Моура и др.), были приглашены, чтобы создать современные интерпретации капеллы.
Следующий проект, который отражал идеи эволюции и восхождение по спиральной лестнице познания, был представлен Юлией Несис. Металлический лабиринт обращается к известному образу из истории искусства, при взгляде на него вспоминаются суровые лабиринты Ричарда Серра, однако, в отличие от работ мэтра современной американской скульптуры, лабиринт Несис создан из ажурных сеток, он кажется воздушным и как будто парит в воздухе.
Помещенный в лесной контекст лабиринт, по замыслу автора, становится символом жизненного пути, обозреть который можно лишь пройдя, разгадав его и поднявшись по лестнице на башню в центре лабиринта. Примечательно, что в начале лета лабиринт был стальным, серым и в течение трех месяцев постепенно менял свой цвет на живописный рыжий оттенок.
Из центра лабиринта гости выставки так же могли с комфортом наблюдать за инсталляцией «ХУ» под названием «Стадо диких мангалов». Племя из шести десятков особей разных размеров и возрастов трогательно мигрировало в стороны дикого леса. Художники предполагали, что сила и ловкость дикого лесного зверя теперь находятся на службе у отдыхающих, но «дикое поголовье стремительно росло на обочине человеческой жизни», скованной пандемией.
Интерактивный проект Романа Сакина «Карманная галерея» предоставил возможность зрителям устраивать в лесу собственные галереи. На открытии проекта гости получили в подарок небольшой арт-объект в виде четырех белоснежных галерейных стен и «открыли» около 100 лесных музеев в чаще.
Изящная инсталляция Димы Филиппова «Даль» не сразу заметна с дорожки лесного маршрута, она буквально растворяется на фоне деревьев и залива, и лишь внимательный путник разглядит уходящие вдаль буквы из брусьев. Значение слова, его визуальное воплощение и место расположения объекта идеально дополняют друг друга, таким образом делая эту инсталляцию идеальным примером сайт-специфик арта. «Даль» располагает нас вспомнить концептуальные практики в живописи художника Эрика Булатова и отдать должное молодому художнику, который смог найти свое визуальное звучание логоцентризма.
Однажды один из гостей выставки настолько был очарован элегантностью строгих черных балок и красотой места, что предположил, что данный арт-объект вполне мог бы быть посвящен Владимиру Далю – создателю одного из наиболее значимых толковых словарей русского языка.
Проект «ЧА ЩА. Выставка в лесах» за месяц посетили 1,5 тысячи человек, и мы можем резюмировать, что никто не ушел обиженным: глаза людей горели огнем, и их взгляды были устремлены вдаль.
Александр Корытов
Директор галереи JART
Алена Монахова
Искусствовед галереи JART