Найти тему
Издательство "Гангут"

Петергофский десант

Большой Петергофский дворец с высоты птичьего полета
Большой Петергофский дворец с высоты птичьего полета

Пятого октября 1941 года на территорию всемирно известного дворцово-паркового ансамбля в городе Петергофе был высажен десант Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), погибший в тот же день. И хотя как до, так и после этого дня на Балтике были еще десанты — некоторые из них более крупные, более важные и успешные — необычное место разыгравшейся драмы сразу выделило его среди других.
У этого десанта была еще одна особенность — он проводился под непосредственным руководством командующего КБФ. Именно вице-адмиралу В. Ф. Трибуцу в начале
октября 1941 года командующий Ленинградским фронтом генерал армии Г. К. Жуков направил директиву, начинавшуюся словами: «Для проведения под вашим руководством десантной операции вам надлежит сформировать отряд морской пехоты численностью 500 человек …».
За короткий срок — с 1 по 3 октября — упомянутый отряд был сформирован и вооружен. 2 октября появляется приказ командования флота, ставивший для него задачу: «... Скрытно высадить морской десант в районе Петергоф, при поддержке корабельной и береговой артиллерии нанести удар во фланг и тыл противнику, имея целью совместно с частями 8-й армии уничтожить противника, действующего в районе Петергоф».

На следующий день члены Военного Совета флота утвердили более детальный, подготовленный начальником штаба КБФ вице-адмиралом Ю. Ф. Раллем «План дейст­вий 1-го Морского десантного отряда на период 4.10–5.10.41 г.». Согласно ему, десант должен был быть высажен в парк Александрия, основными силами на городской пляж рядом с пристанью, построенной когда-то для император­ских легких судов. Десанту в «Плане…» до его соединения с 8-й армией для захвата плацдарма в 3 км по фронту и до одного километра в глубину по трем расходящимся направлениям отводилось… полчаса: с 4 ч 30 мин до 5 ч 5 октября 1941 года!Нереальность запланированного привела к закономерному трагическому исходу.
По существующим правилам по каждой операции ответственные за ее проведение штабы готовят итоговый отчет. О десанте в Петергоф подобный документ, под грифом
«Совершенно секретно», был составлен в четырех экземплярах к началу марта 1942 года и утвержден Военным Советом КБФ 11 апреля того же года. Два экземпляра отчета ныне хранятся в фондах Центрального военно-морского архива (ЦВМА) в городе Гатчина. Ниже мы публикуем его, с нашими комментариями.

Начальник штаба Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал
Ю. Ф. Ралль
Начальник штаба Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал Ю. Ф. Ралль

Несмотря на то, что долгие десятилетия архивные документы о Великой Отечественной войне были недоступны историкам, тем не менее ссылки и цитаты из этого отчета можно встретить в различных публикациях, начиная с 1960-х годов (в «закрытых» работах — еще раньше).
В частности, некоторые строки из него были процитированы в повести «Живые, пойте о нас!», вышедшей в нескольких изданиях в
1960–1970-е годы. Ее авторы — В. Б. Азаров и А. Г. Зиначев, претендовали на восстановление картины гибели петергофского десанта. Но слабая документальная база исследования, неумение работать с информацией, откровенная фальсификация и подтасовка фактов привели к тому, что был создан миф, почти ничего общего не имеющий с действительно­стью. Ныне, после того как в июле 1993 года гриф секретности с дела был снят, ознакомиться с ним гораздо проще. К сожалению, отчет штаба флота порождает больше вопросов, чем дает ответов, по-это­му ознакомление с этим документом не позволяет восстановить картину гибели десанта должным образом.

Отчет по проведению десантной операции отряда моряков

5 октября 1941 года

I. Обстановка
К началу октября на сухопутном фронте противник прочно удерживал рубеж Троицкое, сл. Егерьская, аэродром, Эрмитаж и побережье Финского залива до Сосновая Поляна. Неоднократные попытки наступления 8-й армии, поддерживаемые береговой и корабельной артиллерией, с целью прорыва оборонительного рубежа противника, не давали положительных результатов. Линия фронта оставалась стабильной.

Прочность германской линии обороны в городе в значительной степени объясняется тем, что она проходила по советскому Петергофскогому оборонительному узлу Красносельского сектора Красногвардейского укрепрайона. Его сооружение велось два месяца, причем в иные дни в помощь бойцам придавалось до 10000 человек гражданского населения. В результате, среди прочего, на небольшом протяжении были сооружены 104 железобетонные и деревоземляные огневые точки. Население близлежащих деревень, попавших в зону строительства, отселялось, на будущей «вражеской» стороне для расчистки секторов обстрела вырубались деревья. Эти заботливо подготовленные сектора зачастую позволяли немцам срывать не только атаки, но и подготовку к ним.

Для оказания помощи 8-й армии в ее задаче, прорыва оборонительного рубежа противника в направлении на Новый Петергоф Военным Советом Ленинградского фронта было приказано: высадить в парк
Н. Петергоф десантный отряд моряков.

Буквально с первых строк отчета его составители начинают фальсификацию произошедших событий. Как мы помним, в директиве командующего фронтом приказывалось не просто «высадить» отряд моряков, а провести десантную операцию. Этому в многочисленных приложениях к отчету для данного документа места не нашлось. Зато в утвержденном за пять дней до этого отчете о проводившихся несколько восточнее — у поселка Стрельна — десантах есть копия «Боевого распоряжения № 48», ставящего задачу для десанта 3 октября, подготовленного штабом 42-й армии, начинающегося словами: «На основании распоряжения Главкома Командующий армией приказал …».
В том же деле имеется «План операции» под Стрельной
5 октября, утвержденный Военным Советом Ленинградского фронта. Очевидно, что таким образом начинает внедряться иллюзия, что и петергоф­ский десант флотом лишь перевозился, а действия на берегу были в компетенции сухопутного командования.

II. Задача десанта
Перед командиром высадки была поставлена задача: на рассвете
5.10.41 г. скрытно высадить морской десант в районе Н[овый] Петергоф при поддержке корабельной и береговой артиллерии. Десанту после высадки нанести удар во фланг и тыл противнику, удерживающему побережье, имея целью совместно с частями 8-й армии уничтожить противника, действующего в районе Н. Петергоф.

Как следует из этого абзаца, за десантную операцию якобы несут ответственность: до выхода отряда на берег — командир высадки, на берегу — до соединения с 8-й армией — командир десанта, а после — армейское командование.

III. Демонстративный десант
Для отвлечения сил противника от основного места высадки ДЕС, был организован демонстративный отряд из двух групп катеров, с задачей: артиллерийским огнем, маневром и постановкой дымзавесы в районе Стрельна демонстрировать высадку на побережье. В составе демонстративного ДЕС были созданы две группы катеров:
1-я группа — 5 СКА «КМ», 1 СКА «МО»;
2-я группа — 5 СКА «КМ», 1 СКА «МО».
Поставленная задача демонстративного ДЕС была не выполнена, так как на этом направлении высаживался фактический десант Ленинградской военно-морской базы (см. отчет ЛВМ базы), и катера отошли западнее.

В некоторых публикациях десант у Стрельны считается вспомогательным по отношению к петергофскому, с чем вряд ли можно согласиться. Во-первых, оба десанта носили вспомогательный характер по отношению к наступлению 42-й и 8-й армий. Во-вторых, со стороны Ленинграда действовали гораздо более внушительные силы, чем со стороны Ораниенбаума. В-третьих, захват только одной Стрельны был более важен, чем захват только одного Петергофа, так как в первом случае от города отодвигалась группировка осадной артиллерии противника.
По-видимому, в штабе Ленинградского фронта рассматривали высадку десанта из Кронштадта как менее значительную. От этого в суматохе командование флота не было информировано о десанте у Стрельны, который высаживался силами ЛенВМБ.
В отчете же базы об этом говорится:
«4.10.41 г. в 15 ч 15 мин командиром Ленинградской военно-морской базы было получено приказание от зам. начальника штаба Ленинградского фронта: в 04 ч 30 мин 5.10.41 г. высадить десант в составе одного батальона 20 сд НКВД западнее пристани завода (видимо, подразумевается Стрельнинский рыбоконсервный завод — Авт.) в районе Викколово».

С большими трудностями удалось, пусть и с опозданием в 3 ч, сосредоточить в Ленинградском порту 500 бойцов НКВД с 12 50-мм минометами и 6 станковыми пулеметами. С различными злоключениями десантники погрузились (в отличие от петергофских, плывших к берегу на катерах) в шлюпки, которые буксировались катерами.
«...В 05 ч 17 мин с приходом ДЕС в назначенный район была начата высадка, которая проходила под интенсивным пулеметным огнем противника и была закончена в 05 ч 55 мин… Разгрузить боезапас было невозможно, так как батальон у берега не задержался и углубился на берег, стало светло, подходы к месту высадки находились под сильным обстрелом противника… Командиром высадки было принято решение: боезапас выгрузить, если потребуется в следующую ночь (у десанта с собой был лишь один боекомплект. — Авт.)т. к. ввиду светлого времени выгрузить боезапас было невозможно.
… В 07.00 отряд высадочных средств отошел за дамбу в Морской канал и в 08 ч 20 мин возвратился в Гутуевский ковш. При возвращении было окончательно установлено, что невысаженными оказались... 130 человек. В течение дня 5.10 и 6.10 по заявкам штаба 42 армии, несколько раз корабли арт. поддержки открывали огонь, а ВВС КБФ производили налеты на огневые точки, скопление войск и на автоколонны противника в целях обеспечения продвижения десанта. Однако сведений о дальнейших действиях по­следнего не поступило».

IV. В состав десанта были выделены следующие силы и вооружение
Общая численность десанта 477 чел.
Разведывательный взвод РО КБФ в составе 43 бойцов
Из них: начсостава 66 чел.
мл. и рядового состава 441 чел.

Так в документе. Если ориентироваться на приводимые выше цифры, то в десанте должно быть или 507 человек, или (с разведвзводом) — 520, или, если суммировать расписанную структуру личного состава, — 550. «477» могло появиться только в одном случае — если кто-то просто сложил расписанную повзводно численность десанта, приводимую в «Плане посадки…»: в первой роте 79 человек, в остальных — 80. Плюс приведенные в примечании 35 командиров, всего 434 человека. Добавляем 43 разведчиков — итого 477.
В другом случае, если к штатной численности отряда в 463 человека добавить 15 «сверхштатных» политруков взводов, получим уже 478. Но тогда здесь вместе с разведвзводом будет 521 человек. Если мы вычтем 70 десантников, оставшихся в Кронштадте, — останется 451. Если же исходить из списочного числа в 563 человека, то после вычета остается 493 без разведвзвода и политруков взводов, а вместе с ними — 551.
Не внесла ясности и сводная таблица, составленная в Организационно-строевом отделе КБФ под заглавием «Сведения о потерях личного состава кораблей, частей, соединений… с 22 июня 1941 г. по 01 января 1944 г.»...

© Ю. В. Кольцов
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №53/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut