Этот городок находится в Тверской области, почти в трехстах километрах от Москвы.
В его немного мутной, будто бы надтреснутом, воздухе поют тепловозные гудки. По рельсам ходят и застревают у деревянного вокзала товарные составы.
Его история запутана и сложна, как у всякого небольшого русского городка.
Она прочно связана с бумажной фабрикой, которая построена еще в 1779 году. И от маленькой
меленки, которая выпускала оберточную бумагу переросла в настоящий современный картонный комбинат.
У самых истоков истории фабрики стоит Юлия Михайловна Кувшинова. Это она начала активно развивать бумажное дело на фабрике. Совершенствовать станки, улучшать условия труда рабочих.
Это она в 1909-1910 году построила здание железнодорожного вокзала в Кувшиново, и высокую водонапорную башню, и ,,немецкий,, дом для работников железной дороги, и баню - прямо за этим домом.
В одном из предыдущих своих материалов мы с вами хотели разгадать, что же за здание находится справа от железной дороги, в лесу, у самой реки Малашовки. Можно почитать здесь.
Это здание так же, как и водонапорная башня, и ,,немецкий,, дом, имеет толстые стены из старого кирпича и скорее всего принадлежит к этой череде старых, дореволюционных построек.
Возле него есть остатки больших рукотворных колодцев, наполненных черной, стоячей водой.
За информацией я обратилась к железнодорожникам. Прямо в здание вокзала.
Хотя в городок практически уже не ходят пассажирские поезда,
и зал ожидания совсем остыл,
но железнодорожников никто не отменял, и они так, как и всегда,
несут свою службу в старом вокзале.
Они обьяснили, что разрушенное здание на Красноармейской - насосная.
В этом толстостенном здании еще с начала прошлого века стояли насосы, которые качали воду, вода по особым трубам проходила в водонапорную башню, накапливалась там в резервуар, а оттуда подавалась на железнодорожные пути.
На железнодорожных путях стояли два огромных крана, из них и заправлялись паровозы. Сделано это было еще при Ю.М.Кувшиновой. И продолжалось во время войны, когда железная дорога несла на себе огромную нагрузку. По ней в тыл переправлялись раненые, на фронт двигались эшелоны с боеприпасами и военными частями. Целый день ревели у вокзальной площади,как истошные, паровозы, лязгали сцеплением вагоны. Кричали начальники санпоездов, стонали раненые, бежали с котелками за водой солдаты из теплушек. Кроме того старая водонапорка, а значит, и насосная снабжали город водой.
,,Вода была очень вкусная.,,- Так вспоминают железнодорожники.
/ А сейчас она пахнет металлом, и совсем не вкусная.( авт.)/
Самое интересное, что вонапорная башня находится возле вокзала, а насосная в лесу, наверно, в километре от нее.
Держалось это примерно до 2000года.
За насосной был дом,где жила обслуга. Сейчас и следа от него нет.
Потом была построена другая водонапорная башня, и старое водоснабжение было разрушено.
Замерла, как ненужная, высокая башня водонапорной.
Заколотили дверь ее серым картонным листом. Совсем облезла старая баня, где во время войны мыли раненых.
Обветшал дом, который построили в начале века немцы.
Ушли в прошлое трудяги- паровозы.
Утонула в прогорклой траве старая, краснокирпичная насосная, которая трудилась целый век, и помнила очень многое... Но все-таки ее толстые стены несут память о далеких днях ее трудовых будней.
Пишите комментарии, читайте...
На моём канале вы можете прочитать воспоминания о детстве /здесь/.