Первая и вторая часть моих мемуаров. А сегодня продолжим…
В институте всё хорошо. Спецпредметы я люблю – там про воду всё, про реки и озера. Про их происхождение, про течения, про температуры… Изучая предметы, становятся понятны многие процессы в водоемах. Почему на поверхности течение сильнее. Почему скачет уровень воды. Как образуются песчаные косы на реках. Где образуются ямы. Стало легко «читать» водоемы без эхолота. Форма берега, течение, повороты и вот ты уже понимаешь, где тут ямы и где гряды. Пришло понимание причин изменения глубины от года к году в одной точке на реке. И гидробиология помогала очень в рыбалке. Кто где живет из водных организмов и почему именно там. В общем интересно.
Типа АРМИЯ
А вот всяческая философия и прочие предметы не профильные выбешивали. А особенно бесила военная кафедра. Я вообще к «военщине» отношусь резко отрицательно. Не, я не пацифист и всегда готов в табло зарядить по необходимости. Но, как мне кажется, каждый должен заниматься своим делом. Ученый – изучать, торговец – продавать, военный – воевать и защищать. И мне приходилось довольно сложно… В институте я военных преподавателей считал именно преподавателями и относился к ним с уважением. А вот когда дело дошло до сборов…
В первый же день в казарму к нам пришли старослужащие. Не знаю, как это по военной фене называется, но в общем погнобить зашли и уму научить. Но… У нашей команды уже был опыт общения с «местными хулиганами» на многочисленных полевых практиках. Ну и в нашей группе были еще три парняги отслуживших, причем все из спецвойск. Уж и не помню с какими целями они на эти сборы поехали, может что бы звание лейтенанта получить. В общем у старослужащих местных как то не заладилось и, посмотрев на нашу дружную компашку, они пошли по своим делам. Кто то даже бегом.
А вот с командирами этой воинской части у меня взаимоотношения не сложились как то. Я по жизни легко могу выполнять команды и вообще воспринимать информацию от людей, которые хоть в чем то «выше» меня. Сильнее, быстрее, умнее… не важно. А тут мной пытается командовать какой то лейтенант, который, пожалуй, только стреляет лучше, ну и может более четко чеканит шаг на плацу. Да и то только потому, что я никогда не стрелял. В общем как то не сложилось общение и частенько я оказывался на хозработах. Но мне грузить картоху вилами было даже приятнее, чем слушать лекции и маршировать строем.
Примерно на пятый день сборов меня оставили дневальным в казарме. Не долго думая, я притащил свою койку к тумбочке. Лег, взял книжку научную, лежу и читаю. Понятное дело, что отрубился. И сквозь сон слышу «бум, бум, бум»…
- Это кто тут ….!!!!! Б… Ты …. ВСТАААТЬ!!! (ну и далее тирада такая, что даже у меня, привыкшего к матерным выражениям, ухи поникли)
Оказалось, что начальник части пришел с проверкой в нашу казарму… Сел я на койке и задал резонный вопрос:
- Ну что Вы так кричите. Не прав? Накажите. Зачем орать то и ругаться?
На что еще раз получил тираду нецензурщины и даже приготовился отразить удар, но начальник сдержался. И понятное дело, что следующую неделю я провел снова на хозработах.
А потом мне сообщили, что вышла моя научная статья в очень престижном сборнике научных работ и в институте будет презентация. Пропустить я не мог такое… Пришел к нашему непосредственному начальнику… «Ну ты езжай если надо, но если что – я тебя не отпускал». Хороший мужик. Самый умный и адекватный из тамошних военных. Ну я и поехал…
Презентация состоялась, всё прекрасно. Иду по институту, уже готовый ехать обратно в часть. И тут на встречу заведующий военной кафедры…
- Балачевцев? А ты что тут делаешь? Ты же на сборах!
Лихорадочно пытаюсь что нибудь придумать…
- У меня жена…. Беременная…. Под машину попала… В части никого не предупредил, сразу в больницу и вот к вам иду, сказать об этом…
Ничего более сумасшедшего в голову в тот момент не пришло. Потому как отчисление с военной кафедры грозило двумя годами армии. Но ведь у меня ни официальной жены нет, ни тем более беременности…
- Да…? А справка есть из больницы?
- Сейчас сгоняю и привезу!
Хорошо, что у одной моей подруги мама в "дурке" работала, а "дурка" при большой больнице… В общем пара часов времени, пяток шоколадок и справка у меня на руках. В общем отъехал я.
Но все же со сборов меня таки выгнали под самый конец. Начальник части на прощание сказал, что «ничего, перевоспитают, когда срочником придешь!». На что я ответил, что «по любому я с армией закончил и уж точно на службу не пойду». На том и разошлись.
С военной кафедры меня, разумеется, не отчислили. Все, от ректора до дипломного руководителя сказали, что этого нельзя отчислять – ему в науку надо.
На этом мои армейские приключения закончились и теперь я говорю, что меня отчислили и из пионеров в школе и из армии)))
Рыбалка тем временем продолжалась. И любительская и спортивная. Хотя со спортивной было тяжело ввиду того же самого отсутствия нормальных денег. Не, на жизнь то хватало нормально, но для нормального уровня в поплавке нужны были удочки… А стоимость их была от 300 до 800 долларов, что никак не укладывалось в бюджет мой.
Поэтому спортивных успехов особых я в тот период не имел. Да, в Питере был в лидерах и даже на каких то общероссийских соревнованиях выступал, но звезд с неба хватать перестал…
Грибы и любоффь
Во время учебы постоянные экспедиции. В те времена экспедиции организовывались из рук вон плохо. Ну оно и понятно – бабла то нет от слова совсем. А то, что выделялось, тут же оседало понятно где и до людей в поле не доходило. И вот я с двумя девчонками сокурсницами отправляется в северную Карелию. Жить негде. А посреди поселка стоит разрушенный барак, из которого местные жители сделали что то типа свалки или помойки. Вот тут нам и предстояло жить. У начальника экспедиции съемная квартира – это нормально. Мы помойку облагородили маленько и даже свет провели. После первой ночи на новом месте стало понятно, что жить летом в доме почти без окон с тем количеством комаров – это какая то беда. А вот полог (марлевая такая накидка от москитов) у нас один на троих. Одна девчонка быстренько перебралась в квартиру начальника и с тех пор у них завязалась любовь и на долгие годы. А я под шумок перебрался под полог второй девочки. Вот так и жили.
Но мало того, еды у нас тоже было не сильно много. Манная крупа была и… И по моему еще был сахар. И тогда я узнал, что гриб подосиновик весьма токсичен, если есть его в течение недели каждый день. Грибы жареные, грибы вареные, грибы с кашей манной, грибы, грибы, грибы… Да, в поселке был магазин, но то ли у нас не было денег, то ли в магазине не было продуктов - уже и не помню. Помню что примерно на пятый день девчонки сдались, а на 7 день и мой железный желудок перестал принимать подосиновики… А вот потом приехал основной состав экспедиции и там же привезли и еду и мои снасти. И тут нам поперло! Хариус, щука, сиг – и всего в избытке.
Спиннингист я в те годы был начинающий. И впервые увидел, как за блесной одновременно вылетают 5-6 щук, а я выдергиваю снасть, потому что поводка у меня не было я блесны всего две…
Вообще, экспедиции меня научили многому. Но и здоровье подорвали тоже…
Простатит и сигареты
Тот год выдался пипец каким жарким и безветренным. А оттого слепней было ну просто дикое количество. Такие мелкие серые слепни (оводы). Солнце, за 30 градусов, ветра нет. Где то в конце института уже поехали мы составлять карту глубин Липовского озера на Кургальский полуостров. Организатор, почему то, Зоологический музей. Почему так – уже и не помню. Нас трое. Я, мой друган институтский и моя жена Маша чисто за компанию отдохнуть… Задача - нарисовать карту глубин и всячески исследовать озеро Липовское. Работа довольно простая - я стою с теодолитом на берегу озера, а Маша с приятелем моим плавают в лодке и измеряют глубину веревкой с грузиком (тогда не было ни эхолотов ни навигаторов), дают мне отмашку и я записываю угол, а они фиксируют глубину и номер точки.
На берегу меня оводы съели полностью. Не долго думая захожу с прибором в воду, ставлю треногу на метровой глубине. Прибор над водой. Нахожу на берегу старое ведро и ставлю его около треноги как табуретку. Надеваю дождевик (в рюкзаке был на всякий случай, черный такой, болоньевый с капюшоном). Заходу в воду, сажусь на ведро, капюшон на голове, что бы оводы уши не кусали. Из воды торчит прибор и моя голова в капюшоне.
Тут надо сказать, что в те годы я пытался бросать курить. И с собой сигарет просто не брал. Нашел в лесу хабарик (что бывало крайне редко) – покурил. Не нашел – не покурил. И вот сижу… данные записываю… курить охота пипец. Но вода теплая вроде.
К берегу подъезжает две навороченные тачки типа Мерсов купе. В те годы в лесу встретить такие машины было редкостью. Кой черт их сюда занес – непонятно. Из машин выходят две крали молодые. Лет по 30. Красивые такие... Шикарные тетки. Ну как модели. Выходят, о чем то переговариваются и достают... СИГАРЕТЫ. Я, почуяв халяву, поднимаюсь из воды (от берега метров 10 я сидел, плащ черного цвета, прилип к телу) и иду к ним. Они аж бля присели и попятились к машине.
- Извините, у Вас сигаретки не будет?
Они поняли, что я не водяное чудовище, а человек и трясущимися руками протянули мне пачки с тонкими сигаретками. Взял я пару штук, сказал спасибо и пошел обратно в воду.
- А вы что тут делаете, молодой человек?
- Глубину измеряю…
Ну а что мне было еще ответить? Девчонки, не докурив, прыгнули в машинки и с визгом колес унеслись по лесной дорожке вдаль…
И вот, просидев в вроде бы теплой воде с утра до вечера… К ночи температура и… Здравствуй простатит. Сначала острый, а потом и хронический.
Судаки первые мои
В те годы я только начинал изучать спиннинг. Началось все просто. Ехал я на электричке с Сестрорецка, где ловил подлещиков на английскую удочку поплавочную. Ловил успешно и много. И вот стою курю в тамбуре (раньше это было любимое развлечение в электричке). Рядом мужики… И один другому «Сегодня трех судаков за ночь взял… У Первомайского... На воблер…» Обрывки фраз и вот я уже звоню человеку, который мог и достать снасти и посоветовать. Спиннинг Корморан стекло, катушка DAM vsi420, шнур тоже Корморан (толщиной с бельевую веревку – других тогда небыло). А что с приманками? Ну какие то вертушки… И вот ночь, я плыву на своей Уфимке по Финскому Заливу. 5км от берега. Темно. Хрен знает, как тут ловить то… Смотрю, мимо плавает народ и таскает за собой приманки. Какие приманки – не видать.
Как же плохо и необычно ощущать себя полным идиотом… Я же привык что поплавком и мормышкой облавливаю всех и на любом водоеме. А тут плаваешь как полный дебил и ничего не понимаешь. Ну кинул вертушку за борт, лески смотал метров 10. И только начал грести – бах! Судак! Да не может быть!!! И судак то такой… двушка минимум. Нифига себе. Я тут сопливых подлещиков ловлю, а оно вона как… Потом еще один. И еще один. Три судака! Но дальше то ли меня снесло в сторону (ни эхолотов, ни навигаторов тогда почти небыло), то ли клев затих.
В середине ночи расходимся бортами с Пеллой. Гребу дальше – поклевка. Мощнейшая!!! Еле успеваю схватить спиннинг. Есть! Жирнючая! Такие рывки ритмичные и плавные. Даже не я её тащу, а она меня! Но качаю как учили, подматываю. Шнур то ногами не порвать и спиннинг стекло. Но не видно нихрена. Еще минут 5 наверное борьбы и вижу ту Пеллу, с которой мы только что разошлись встречными курсами. Мужик гребет. И я тут понимаю, что гребки его четко так совпадают с рывками рыбы) В общем я успешно зацепился вертушкой за киль его лодки. Удивился бы мужик, если бы увидел, на какую приманку я дорожу… Мепсик единичка). Утром причалил к берегу, собрал лодку, поставил на тележку и пошел к электричке через парк. Поравнялся с мужичком. Он с дочкой идет и тоже тележку за собой тащит. Надо поговорить…
- Ну как успехи?
- Да сегодня как то не очень… плохенько
- А я супер отловился!
- Сколько штук?
- Три
Мужик поржал… У него на тележке, оказывается, не лодка стояла. Лодку он в прокате брал, а в мешке кил 30 судака. Понятно, что отпускать такого профи я не мог, поэтому познакомились и еще долго он учил меня ловле на дорожку. Рассказал про воблеры. Про судака. Про места…
Щуки первые осознанные
Ну и поскольку спиннингом я заразился, то стал и тренера своего мучить спиннинговыми вопросами. Он то уже давно спиннингом ловил, знал всех лучших спиннингистов тех времен и Льва Михайловича Строгина в том числе. Ну и попросил я тренера поучить меня спиннингу.
И вот мы на двух резинках выплываем на небольшое озерцо в районе Рощино. У меня уже нормальный набор вертушек и воблеров. И лесочка нормальная, я не веревка для белья. Еще ни одного заброса не сделали. Плывем около стеночки тростниковой…
- Максим, смотри, малек сыграл… Щучка выгнала
- Где?
- Да вот там… Куда я кинул… Опппа… Промахнулась
- Понятно…
Сказал я и послал вертушку в том направлении. И тут же вынул щучку. И в тот день обловил тренера со счетом 5:3. Новичкам везет! Ну а раз начало получаться, то и зацепило еще сильнее!
Академия Наук
Учеба в институте подошла к концу, пора было думать о будущем… Прекрасная дипломная работа и уже наметки на диссертацию. В науку? Или куда? Ну и решил идти в науку, но продолжать немножко слева заниматься и бизнесом. Всё теми же женскими колготками… Ну и пошел в аспирантуру Института Озероведения РАН. И сразу понял, что тут все сотрудники живут примерно так же – получая сущие копейки за работу, занимаются всякими разными «бизнесами», кто Гербалайфом торгует, кто самогонку гонит и продает, кто дипломы студентам пишет. Но при этом работу основную любят все! Я никогда не видел на столько увлеченных людей. Сам я писал диссертацию по озерам небольшим, а сидел в отделе с ребятами (два кандидата наук и доктор), которые занимались Ладожским озером. Очень было интересно. И компьютерную технику осваивать по нормальному. Программы всякие. Пёрло меня реально! Хотя необходимость заработков отвлекала. И народ душевный подобрался.
И снова грибы
А вот руководитель моей диссертации сидел в другом кабинете и виделись мы с ним не часто. Тоже очень здоровский мужик. Кроме непосредственно науки он заставлял меня искать и пути заработка на этой самой науке. Приучил меня во всем видеть деньги. А хобби у него – микология. И вот он научил меня есть такие грибы, которые не каждый наркоша решится попробовать))) Как то были мы с ним в экспедиции одной. Ну и пошли за грибами. Я по лесу хожу, пытаюсь найти что то привычное съедобное. Но сухо в лесу и нормальных грибов нет совсем. Хожу с тремя сыроежками в корзинке. Подхожу к нему, а там полная корзина…. Реально страшных поганок!!!
- Вы это есть собрались?
- Да ты чтооо? Это же самые вкусные. Колибии (или как то так он их назвал)
- Ну я как бы не на столько голодный…
- Вот попробуешь и потом на свои подберезовики смотреть не будешь…
А там в корзинке ну прям поганки самые поганистые. Белые такие и серые. На тонких ножках. А еще были такие маленькие, ярко оранжевые, ножка со спичку, шляпка с монету. Ну пипеееец!!!
Вечером он со сковородкой на кухне. Жарит. И смотрю – он кроме этих белых поганок и те оранжевые тоже туда покрошил. И всё жаркое стало таким вот оранжевым. «Для цвета» - прокомментировал он.
Поставил сковородку на стол. Я не ем. Пришла его дочка (мелкая, лет 6-7 наверное) и давай уплетать за обе щеки. Ну, думаю, не будет же он травить собственного ребенка… Оказалось весьма вкусно!
И от него я узнал, что в наших лесах ядовитых грибов почти нет и есть несколько несъедобных. А остальное – очень вкусно!