Найти тему
Наталия Ефимова

Военный эксперт объяснил, что мы делаем в Судане

После отбытия наших миротворцев в Нагорный Карабах почти незаметно прозвучала весть о военном присутствии России в Судане.

Это песочница Богов. Древний город Мероэ в Судане.
Это песочница Богов. Древний город Мероэ в Судане.

Никто и внимания не обратил. Как дочь офицера, докладываю - Михаил Ходарёнок ранним утром у Соловьева мне и другим неспящим рассказал:

На фоне отбывающих миротворцев.
На фоне отбывающих миротворцев.

- В советские времена у нас была 5-я оперативная эскадра в Средиземном море и 8-я оперативная эскадра в Индийском океане. И у той, и у другой были очень большие проблемы с базированием. Корабль нуждается в том, чтоб периодически заходить «в базу» (моряки именно так и говорят). Там он должен подключиться к электричеству, холодной и горячей воде, к канализации ... Экипаж должен получить возможности для отдыха. Главные энергетические установки должны быть выключены. Должно быть произведено необходимое техническое обслуживание, ремонт...Таких возможностей ни у 5-й, ни у 8-й эскадр не было. Особенно тяжелое положение было у 8-й, которая в лучшем случае стояла на рейде. Вопрос стоял так остро, что в Главном штабе военно-морского флота рассматривали возможность создания баз на насыпных островах. То есть в Индийском океане насыпать острова и делать там стоянки для кораблей.

Я вспомнила, как в Паттайе в 92-м в наш отель заехали американские морпехи. Застучали кованые ботинки, тайских девочек кидали по огромному холлу как пластиковую мебель. Хозяин сказал, что такого заработка при самой большой нужде здесь никто не хочет и боится. Но наездов не избежать, приходится терпеть. Из наших в Таиланде были только вездесущие туристы. И те старались держаться от от американцев подальше.

- Дорогое удовольствие, - оценил острова в океане Соловьев.

- Да, - согласился полковник. – Но даже до этого дело доходило. Поэтому военно-морская база в Судане представляется крайне перспективным шагом, который обеспечит присутствие нашего военно-морского флота на самых важных мировых торговых путях – в чувствительной геостратегической точке.

На случай, если вас атакуют вопросами, эксперт дает подсказку:

- Если раздаются голоса, что это типа дорого, не ко времени... Военная база – штука такая, неизвестно когда она понадобится. Может, через год, может, через десять-пятнадцать. Но в определенный момент ее наличие может стать настолько острым...

- Это военная база? - уточнил Соловьев, одновременно руля своими помощниками, чтоб мы могли осязать взглядом на экране то, о чем идет речь.- Или пункт материально-технического снабжения? И в чем разница между первым и вторым?

-3

- Разница только в категориях, - пояснил Ходарёнок. - Это все равно как батальон, полк, бригада, дивизия. ПМТО, пункт материально-технического обеспечения – самый низкий уровень. Есть ПБ – пункт базирования. И, наконец, есть ВМБ – военно-морская база.

Пытаясь вспомнить, солила ли я картошку, спросила себя – зачем мне это знать. Но если девушкам в Израиле не зазорно в армии служить, то почему бы не запеть и нам - «если завтра в поход»?

- ВМБ это понятие и штатно-должностное. Например, командир военно-морской базы – уже вице-адмирал по должности. В свое время у нас в Тартусе (Сирия) был пункт материально-технического обеспечения. Каких-то два ржаных металлических причала. Мичман, три матроса. Недавно был там самолично. Совершенно гигантский шаг в развитии – уже там бетонный причальный фронт, боновое заграждение на входе, охрана, зенитно-ракетное прикрытие, возможности ремонта кораблей...

-4

Соловьев подумал – пятый час в утреннем эфире, а ему еще вечером рассекать. Иногда мне кажется, что ближе к ночи он выдыхается, поэтому подбадривает себя там неожиданными вскриками. Иначе уснет прямо стоя.

А у полковника было еще что сказать, да и я почувствовала – вот-вот все это нас взволнует. Пусть мир-эфир-кефир подождут. И картошка подгорит.

- ... Возможности отдыха личного состава. Для той же подводной лодки. Находиться в ней можно во время боевой службы, но отдыхать как-то нельзя, все-таки надо выводить людей на берег.

- Смотрите, - получил новые вводные ведущий, - там будет до 300 российских служащих, средства ПВО, РЭБ (комплекс радиоэлектронной борьбы) и одновременно до четырех кораблей. Ну, это более чем серьезно.

- Всегда ведь важен первый шаг, - уточнил эксперт. – В начале – четыре корабля, потом может быть и больше.

- А кому и как это угрожает? – не унимался Соловьев. – Какие это знаки посылает мировой военщине?

-5

- На данном этапе это никому не угрожает, - огорчил его полковник. - В то же время наше военное присутствие, демонстрация нашего флага в критически важной точке мира на пересечении чуть ли не половины важных торговых путей – очень важна. Это потенциальная возможность: мы там есть и при необходимости сможем решать оперативно-стратегические вопросы.

Тут снова выплыла картинка, которая напомнила бизнесменам и домохозяйкам, как они решаются в данный момент.

-6

- Мы возвращаемся к тактике своего присутствия? От эпохи «уходим отовсюду» - приходим к пониманию, что должны быть всюду?

- Вот у нас часто говорят «мы – великая держава», - полковнику пришлось вернуться в самое начало. - А в чем это выражается, если на пальцах объяснить? Если мы – великая держава, значит, у нас есть интересы по всему миру. Во всяком случае должны быть, если мы так считаем. Если они есть, то должны подкрепляться какой-то военной составляющей. База это – причальный фронт, комплекс зданий, ремонтные мощности, аэродром с полосой первого класса длиной не меньше 3,5 тысячи метров ( люблю подробности, теперь у меня всё, как на ладони), чтобы экстренно оказаться в этой точке зрения...

- А он у нас в Судане будет?

- Надеюсь, что да. Надо выйти на договоренности с руководством Судана, чтобы это был аэродром, например, совместного базирования, с присутствием гражданского воздушного флота. Полноценная база должна иметь возможности по приему и кораблей, и самолетов всех классов.

Короче, миру – мир, Судану – базу, мне - картошку, вам –покоя.

Знаниями я вас вооружила.

P. S .А теперь почитайте где-нибудь сами про Судан - страна-то какая интересная. Там вам и пески, и пирамиды, и верблюды. И потенциально, когда всё уляжется - безопасный туризм.

Фото, которое вылезло в поисковике самым первым. Я ни при чем.
Фото, которое вылезло в поисковике самым первым. Я ни при чем.