Вот стоят в очереди к врачу люди. Например, к травматологу. Кто из них достоин сочувствия, поддержки, участия, а кто — нет? Как определить? Те, кто с переломами? Или с вывихами? Те, у кого сломаны руки? Или ноги? Те, кто добирался на такси? Или те, кого доставили по скорой? Тот, кто поскользнулся на банановой кожуре? Или тот, кто с производственной травмой? Совсем мальчишка? А может, старик? Кто?
Мы готовы проявить сочувствие, потому что видим гипс? Или потому, что знаем: другому больно?
Если кто-то упал сам, у него сильнее болит, чем у того, которого толкнули? Или наоборот?
От знания диагноза человека, нуждающегося в поддержке, что-то для вас изменится, если вы не медик и не можете вылечить?
Как проверить, совсем ли невыносимо? Как понять, сильно ли болит? Как определить, что другому достаточно плохо, чтобы заслужить право на поддержку?
А что если речь не о теле? Что если другому плохо, но болит не рука и не нога?
Может, всё-таки, нюансы не так важны? Может, важнее другое? Может, дело не в том, почему и насколько другому плохо, а в том, что ему плохо? Может, нужно смотреть не на историю болезни, а внутрь себя? Есть ли там внутри желание и ресурсы на помощь? Важен ли тебе этот конкретный человек?
Ты имеешь право не сочувствовать и не помогать. Для этого не нужны оправдания. Для этого не нужно убеждать себя или других. Не нужно рассказывать о недостаточно страшном диагнозе, о том, что вряд ли всё настолько плохо, и вообще, страдающий сам виноват. Ты можешь просто не хотеть или не мочь и не делать. Ты не обязан. И не виноват.
Может быть, чем больше людей по-настоящему поймут это, станет меньше людей, которые гнобят других, когда им плохо? Может быть, чем больше людей поймут, тем реже будут испытывать вину за своё нежелание помогать и обиду за то, что им не смогли помочь?
Может быть.