В конце прошлого месяца секретарь министерства по культуре Мексики Алехандра Фраусто направила открытое официальное письмо французскому дизайнеру Isabel Marant с обвинением в культурной апроприации, а именно в незаконном и неуважительном использовании орнамента индейского народа для пончо из осенней коллекции Etoile 2020.
Шерстяное пончо от Isabel Marant стоимостью 520 евро по стилю очень напоминает сарапе (шерстяную накидку), традиционную одежду индейского народа пурепеча, проживающего в Мексике. Изделия схожи по цвету. Орнаменты на пончо в точности повторяют традиционные орнаменты народа пурепеча, которые наполнены символами и имеют глубокий смысл для него. Язык народа пурепеча является уникальным, поскольку не имеет родства ни с одним известным сегодня языком, и символизм в культуре пурепеча играет огромное значение, это тоже часть их языка, который сохраняется, в том числе, благодаря ремесленникам, производящим сарапе.
Традиционные народные накидки сарапе производятся вручную местными ремесленниками, стоимость оригинальной накидки составляет около 37 евро, что намного ниже стоимости пончо от Isabel Marant в размере 520 евро.
В своем письме Алехандра Фраусто потребовала от дизайнера объяснить использование традиционных орнаментов народа пурепеча при создании пончо, секретарь отказалась признавать подобный плагиат вдохновением, а также потребовала объяснить, какую выгоду и пользу получает народ пурепеча от данного использованиях дизайнером культуры, к которой она не имеет никакого отношения.
В ответ дизайнер Isabel Marant принесла извинения и пообещала, что ее дом моды обязательно в будущем будет указывать источник вдохновения.
Как Правительство Мексики Охраняет Культурное Наследие Своего Народа
Проблема в том, что подобные вопросы о плагиате элементов культуры не регулируются авторским правом или с помощью иных видов интеллектуальной собственности, как товарные знаки, промышленные образцы, хотя именно авторское право помогает разрешать большинство вопросов о копировании. Когда речь идет о культурной апроприации, обычно выясняется, что отсутствует конкретный автор элемента культуры, как правило авторство принадлежит всей общине или народу, и, более того, с момента создания элемента культуры прошло уже сотни лет. Все это идет вразрез с требованиями современного авторского права о наличии конкретного автора и точного срока действия авторского права, который исчисляется жизнью автора и несколькими десятками лет после его смерти.
Понимая, что современная система интеллектуальных прав не способна предотвратить и защитить коренные народы Мексики от культурной апроприации, поскольку их культура очень притягательна для дизайнеров, правительство Мексики активно участвует в защите культурного наследия своих народов. Все культурное наследие Мексики признано коллективной собственностью всего коренного населения.
Правительство особенно тщательно следит за международными корпорациями, которые используют культуру разных народов в качестве вдохновения, что положительно действует на покупательную способность и получение хорошей прибыли.
Правительство Мексики в подобных случаях сразу направляет официальное уведомление о нарушении прав на коллективную собственность коренного народа и требует незамедлительно прекратить нарушение.
Правительство Мексики считает создателем и собственником культурного наследия своей страны коренные народы Мексики, многие традиции и ремесла которого передаются из поколения в поколение сотнями лет. Именно поэтому народы, общины, ремесленники, носители культуры должны быть центром экономических отношений в случае использования их культуры. Получение разрешения на использование элементов их культуры, предложение создать коллаборацию, финансовая компенсация должны стать обычной практикой в общении брендов и носителей определенной культуры. Более того, секретарь Алехандра Фраусто считает, что настоящее уважение брендов к коренным ремесленникам должно выражаться в предложении им работы для создания необходимых товаров или их элементов.
Секретарь убеждена, что бренды должны научиться создавать вещи с оригинальными элементами традиционной культуры, а не использовать их копии. В любом случае, если дизайнер решил позаимствовать элементы культуры другого народа, объясняя данный факт уважением, вдохновением или культурным обменом, обмена при культурной апроприации не происходит, если только одна сторона берет, а другая не получает ничего взамен - ни компенсацию, ни упоминание о своем существовании, ни предложение о сотрудничестве.