В Древней Греции была широко распространена керамика. Из обожжённой глины изготовлялась практически вся посуда для еды, для хранения продуктов. Для смешивания вина с водой использовали кратер.
А вот пили уже из килика
Или, если кто-то не хотел, чтобы вы поставили на стол недопитое вино, вам давали мастос. Его не поставишь, пока не выпьешь всё.
Боги, естественно, пили чуть побольше. Да и для людей, одолеваемых очень уж сильной жаждой, имелись более вместительные сосуды , которые назывались канфары.
Ну, а для долгосрочного хранения жидких и сыпучих продуктов требовались уже очень большие и вместительные сосуды, вроде пифоса.
Это были сосуды в рост человека и даже повыше. Такие, в которые мог бы забраться человек. А если положить пифос набок, то в нём можно и вздремнуть. Или вообще поселиться, если вы не очень капризны. А если вы принципиально ведёте аскетический образ жизни, если вы исповедуете и проповедуете аскетизм в качестве цели человеческого существования и призываете всех к предельной простоте, то вас неизбежно загоняют внутрь ваши же жизненные принципы. Что и произошло с философом из древнегреческого города Синоп (ныне он на крайнем севере Турции). Звали этого философа Диоген, основоположник учения киников (циников) . Большую часть жизни он провёл в Афинах, центре тогдашней культурной жизни, проповедуя естественность, следование природе и неприхотливость повседневного существования самим своим жилищем.
Даже для древней Греции это было слишком экстравагантное поведение и слава о нём разлетелась по всей Элладе. Никто не смог бы придумать лучшего паблисити, чем этот аскет-отшельник. Сам великий завоеватель Александр Македонский явился к нему и спросил, нет ли у него просьб. Просьба была. -"Отойди, ты заслоняешь мне солнце". Ещё несколько подобных выходок, и слава в веках ему была обеспечена. Пройти днём по городу с зажжённым фонарём и на недоуменные вопросы отвечать: -"Ищу человека!" Даже проповедники наслаждений эпикурейцы не пользовались такой же популярностью у художников последующих веков.
Джон Уильям Уотерхаус. Диоген. 1882.
Джованни Баттиста Ланджетти. Диоген. сер. 17 в.
Иоганн Тишбейн. Диоген ищет человека. 1780 г.
Жан-Леон Жером. Диоген. 1860 г.
Джованни Баттиста Ланджетти . Диоген и Александр. Сер 17 в.
Тупылев Иван Филиппович. Александр Македонский перед Диогеном. 1878 г.
Гаэтано Гандольфи. Александр Македонский перед Диогеном, 1792 г.
Когда в эпоху Возрождения античная история пришла в европейскую живопись, непонятное уже греческое слово пифос объясняли через знакомые понятия. Пифос выполнял у греков функции бочки, так и объяснялось, что это такая древнегреческая бочка. И художники начали изображать античного грека в современной им самим европейской бочке. Слова очень часто материализуются не совсем в том облике, в каком они возникают. Так произошло и с этой бочкой. А ведь это было жилище отшельника, его эрмитаж.
Кстати, знаете, как переводится на русский язык слово "Эрмитаж"? Хижина отшельника. Императрица Елизавета Петровна очень хотела, чтобы её хижина отшельника была самой большой во всей Европе. И она этого добилась! Это был Зимний дворец императорского дома России.