▫️Формально - нет. Он не проходил никакого специального лечения в психиатрической клинике. Однако образы его искусства пронизаны духом эпохи, которая эту самую психиатрическую клинику (в более менее современном ее виде) и породила.
▪️На рубеже XIX—XX веков Вена была признанным психиатрическим центром. Медицина в Австрии переживала свой расцвет. О её влиянии на художников модернистов написаны десятки статей и книг: художники посещали лекции по анатомии и акушерству, разглядывали клетки крови под микроскопом, пользовались для работы психиатрическими справочниками. Тема гения и безумия настолько широка и всеохватана, что почти у каждого исследователя культуры XIX-XX века вы можете найти об этом “что почитать”.
▫️Также в XIX веке в Европейской художественной среде было распространено мнение что сам тип творческой личности подразумевает определённые психические отклонения или же обострённую чувствительность. Отсюда вырастают ноги вульгарных представлений о художнике как безумце, выходящим за рамки некоторых общественных норм герое. Все это были перепевы романтической эпохи, которые себя проявили в начале 20 веке как в рамках Европейского символизма, так и в рамках русского серебряного века.
▪️Идея “проклятого художника” также была (и остается к сожалению до сих пор в умах многих) крайне популярной. Согласно идее “проклятости художника” психические болезни и иные страдания обуславливают превосходство художника над прочими людьми. Понятие «проклятого художника» стало вариацией на тему «проклятого поэта», определения, получившего распространение благодаря книге Поля Валери о поэтах Тристане Корбьере, Артюре Рэмбо и Стефане Малларме.
▫️Возвращаясь к Вене начала века, нельзя не упомянуть о Зигмунде Фрейде. О нем знают все, конечно, в основном байки и анекдоты и особо никто не читает. Однако ценность его интуиции в области устройства человеческой психики остается актуальной до сих пор. Не стоит забывать, что Фрейд был весьма успешным врачом практиком, лечившим неврозы, и избавившем от этого недуга большое количество пациентов (по большей части женского пола). Так что теоретические выводы он брал “не с потолка”. Для истории искусства особенно ценным остается его первая монография “Толкование сновидений”, вышедшая в 1900 году. Благодаря этой работе мы обязаны появлению необычайно популярному художественному направлению первой половины 20 века - сюрреализму.
Если вы хотите еще больше узнать о творчестве Эгона Шиле и об искусстве вообще, приглашаем вас присоединиться к нашему закрытому Telegram-каналу "99 (бес)толковых вопросов по искусству"!
В нем вы сможете задать любые вопросы ведущим российским и международным арт-экспертам, художникам, искусствоведам.
Так как мы хотим, чтобы по-настоящему качественные и проверенные знания были доступными, мы запустили оплату 1-го месяца за донейшн — вы сами определяете, сколько готовы заплатить.
Подробнее по ссылке: https://bit.ly/2UEVg5L