Ни для кого не будет секретом, что танки являлись грозным оружием Второй Мировой войны, поэтому их конструкция постоянно совершенствовалась. Инженеры многих стран старались уменьшить вес машин, увеличить их маневренность, улучшить броню и другие важные характеристики. Не стала исключением и наша страна, которая обладала высококлассной техникой, зарекомендовавшей себя с положительной стороны в боях Великой Отечественной войны. Случалось так, что улучшить боевую характеристику танка получалось в результате случайных событий, которые открывали для специалистов новые технические возможности. Правда не все разработки проходили соответствующие проверки и так никогда и не были воплощены в жизнь.
В 1942 году в одном из боев южнее Воронежа на Т-34 из 104-й танковой бригады снарядом противника выбило кусок брони. Экипаж проявил смекалку, заделал образовавшееся отверстие мешком с песком и вновь отправился в бой. Впоследствии было обнаружено, что в мешок успел попасть ещё один немецкий снаряд – на этот раз подкалиберный. Выяснилось, что он дал рикошет и не причинил танку существенного урона. Данным случаем заинтересовался советский военный инженер-капитан Цыганов Н. Ф.
Что показали испытания
Специалист провел ряд экспериментов, в ходе которых Т-34 обстреливался подкалиберными патронами из противотанкового ружья, а также бронебойными пушечными снарядами. Испытания показали, что при наличии препятствия в виде мешка с песком, бронепробитие снарядов уменьшалось примерно в 6 раз. А ели между песком и броней танка есть расстояние в 25-30 см, то это увеличивает эффективность подушки примерно на 10%. Если снаряд попадал по нормали, то он отскакивал назад, а если по касательной, то оставлял повреждение размерами 5-8 мм, причём пробития брони не происходило.
Удивительные мемуары немцев о Великой Отечественной войне имеют ряд общих черт
Цыганов предположил, что попадая в песок, болванка теряла скорость, как вращательного, так и поступательного движения. Энергия головки передавалась песку, который превращался в состояние мелкой муки. Инженер сконструировал специальные кронштейны для мешков, которые крепились на броне танков на расстоянии 25-30 см от неё. Однако данная конструкция существенно утяжеляла машину. Даже после некоторых корректировок инженера, она утяжеляла танк на 5,5 тонн. Свои предложения капитан направил на рассмотрение в вышестоящие органы, нот оно было отвергнуто.
Почему не приняли предложение Цыганова
– Главной причиной отказа инженеру стал тот факт, что песок сильно перегружал танк и тем самым значительно снижал его маневренность.
– Также было выявлено, что сырой песок не давал такого значительного эффекта, поэтому его применение не считалось целесообразным. Ведь вероятность намокания песка в полевых условиях была крайне высокой.
– Ко всему прочему субстанция в мешках являлась очень неустойчивой и быстро разрушалась от различных воздействий, например, разрывов рядом с танком снарядов или гранат.
Самые улыбчивые союзники Гитлера, для которых были не писаны законы воинской дисциплины
В ответной записке, направленной Цыганову подчёркивалось, что советскими инженерами уже проведены работы по улучшению эффективности защиты танка от различных видов повреждений. И они привели к увеличению веса машины всего на 2,5 тонны вместо пяти, заявленных инженером – капитаном. Таким образом, разработка защитных кронштейнов с песком была отклонена и отправлена в архив. Кто знает, как бы она проявила себя в условиях реального боя?
Спасибо, что заглянули в гости. У автора статьи также есть канал на You Tube, на котором регулярно выкладываются видео на исторические темы.