Найти в Дзене
Почти историк

Почему в РККА не стали использовать на броне танков мешки с песком

Оглавление

Ни для кого не будет секретом, что танки являлись грозным оружием Второй Мировой войны, поэтому их конструкция постоянно совершенствовалась. Инженеры многих стран старались уменьшить вес машин, увеличить их маневренность, улучшить броню и другие важные характеристики. Не стала исключением и наша страна, которая обладала высококлассной техникой, зарекомендовавшей себя с положительной стороны в боях Великой Отечественной войны. Случалось так, что улучшить боевую характеристику танка получалось в результате случайных событий, которые открывали для специалистов новые технические возможности. Правда не все разработки проходили соответствующие проверки и так никогда и не были воплощены в жизнь.

Фото для примера из личного архива
Фото для примера из личного архива

В 1942 году в одном из боев южнее Воронежа на Т-34 из 104-й танковой бригады снарядом противника выбило кусок брони. Экипаж проявил смекалку, заделал образовавшееся отверстие мешком с песком и вновь отправился в бой. Впоследствии было обнаружено, что в мешок успел попасть ещё один немецкий снаряд – на этот раз подкалиберный. Выяснилось, что он дал рикошет и не причинил танку существенного урона. Данным случаем заинтересовался советский военный инженер-капитан Цыганов Н. Ф.

Что показали испытания

Специалист провел ряд экспериментов, в ходе которых Т-34 обстреливался подкалиберными патронами из противотанкового ружья, а также бронебойными пушечными снарядами. Испытания показали, что при наличии препятствия в виде мешка с песком, бронепробитие снарядов уменьшалось примерно в 6 раз. А ели между песком и броней танка есть расстояние в 25-30 см, то это увеличивает эффективность подушки примерно на 10%. Если снаряд попадал по нормали, то он отскакивал назад, а если по касательной, то оставлял повреждение размерами 5-8 мм, причём пробития брони не происходило.

Удивительные мемуары немцев о Великой Отечественной войне имеют ряд общих черт

Цыганов предположил, что попадая в песок, болванка теряла скорость, как вращательного, так и поступательного движения. Энергия головки передавалась песку, который превращался в состояние мелкой муки. Инженер сконструировал специальные кронштейны для мешков, которые крепились на броне танков на расстоянии 25-30 см от неё. Однако данная конструкция существенно утяжеляла машину. Даже после некоторых корректировок инженера, она утяжеляла танк на 5,5 тонн. Свои предложения капитан направил на рассмотрение в вышестоящие органы, нот оно было отвергнуто.

Почему не приняли предложение Цыганова

– Главной причиной отказа инженеру стал тот факт, что песок сильно перегружал танк и тем самым значительно снижал его маневренность.

– Также было выявлено, что сырой песок не давал такого значительного эффекта, поэтому его применение не считалось целесообразным. Ведь вероятность намокания песка в полевых условиях была крайне высокой.

– Ко всему прочему субстанция в мешках являлась очень неустойчивой и быстро разрушалась от различных воздействий, например, разрывов рядом с танком снарядов или гранат.

Самые улыбчивые союзники Гитлера, для которых были не писаны законы воинской дисциплины

В ответной записке, направленной Цыганову подчёркивалось, что советскими инженерами уже проведены работы по улучшению эффективности защиты танка от различных видов повреждений. И они привели к увеличению веса машины всего на 2,5 тонны вместо пяти, заявленных инженером – капитаном. Таким образом, разработка защитных кронштейнов с песком была отклонена и отправлена в архив. Кто знает, как бы она проявила себя в условиях реального боя?

Спасибо, что заглянули в гости. У автора статьи также есть канал на You Tube, на котором регулярно выкладываются видео на исторические темы.