МРАМОРНЫЙ МАЛЬЧИК И ЯЗЫК ИСКУССТВА
Наконец, вдоволь насмотревшись на парадную лестницу, друзья решили полетать по залам дворца. Они полетели наугад и Стрекоза, которой не терпелось скорее всё увидеть, на какое-то мгновение, опередив друзей, первой залетела в зал и сразу же воскликнула:
- Ой, мальчик! И с крылышками почему-то? Вот это да! Почему он стоит, почему он не летает? Ведь раз у него есть крылышки, значит, он должен летать – как мы. -
( РЕПРОДУКЦИЯ: СКУЛЬПТУРА АМУРА, КАК ХАРАКТЕРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИНТЕРЬЕРА ДВОРЦОВЫХ ЗАЛОВ 18 ВЕКА. МОЖНО ИЛЛЮСТРАЦИЮ.)
- Он не может летать, потому что он сделан из мрамора, - сказал Комарик.
- А что такое мрамор? – спросила Стрекоза и посмотрела на Комарика.
- Мрамор, это очень красивый камень, который в природе добывает человек. И из него скульптор, высекает скульптуру, - ответил Комарик.
- А кто такой скульптор и что такое скульптура? – не отставала от Комарика Стрекоза.
- Скульптор, - начал объяснять Комарик, - это такой художник, который работает с твёрдыми материалами: глиной, деревом, камнем, металлом. И из этих твёрдых материалов, скульптор создаёт произведение искусства, которое называется СКУЛЬПТУРОЙ. Как, например Самсон, которого вы видели или, этот мальчик. -
- Значит, - уверенно сказала Стрекоза, - этот мальчик, высеченный из белого мрамора - СКУЛЬПТУРА. – И, потрогав лапкой мраморное крылышко добавила: - Да действительно, крылышко у него твёрдое, но при этом очень красивое. Правда летать, как мы, он не может. -
И немного помолчав, и ещё раз внимательно и пристально посмотрев на мраморного мальчика, сказала:
- А всё-таки, какой красивый этот мрамор, как приятно на него смотреть! Он совсем не кажется тяжёлым, а скорее наоборот – лёгким, нежным. -
- Да, мрамор это особый материал, - согласился Комарик, - вот поэтому скульпторы с ним долго и упорно работают. И поэтому в парках и дворцах, так много мраморной скульптуры, и к тому же, она может долго жить, и долго храниться. -
- А что Комарик, можно сказать, что скульптура, это изобразительное искусство, – произнесла Стрекоза таким тоном, как будто бы она, что-то поняла.
- Конечно ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ, - согласился Комарик, - ведь скульптор из глины, дерева, камня создаёт изображение и разговаривает со зрителем на языке СКУЛЬПТУРЫ. -
- Ты сказал ЯЗЫКЕ СКУЛЬПТУРЫ, - удивилась Стрекоза, - а разве у скульптуры есть язык, разве она говорит!? -
- Конечно, говорит. Только на своём языке. И каждое искусство имеет свой язык и говорит на нём, - убеждённо сказал Комарик.
- Ой, как смешно – искусство говорит на языке, - засмеялась Стрекоза, а затем с любопытством спросила, - а какой он, этот язык? -
Комарик задумался, почесал лапкой свой хоботок и сказал:
- Да, наверное, разный. Ведь искусство то, разное бывает, значит и язык у него разный. И каждое говорит на своём: скульптура на своём, архитектура на своём и краски тоже на своём. -
Внезапно, молчавший до этого Кузнечик, вмешался в разговор.
- А откуда ты всё это знаешь Комарик? Неужели это всё, рассказала твоя бабушка? -
- Да нет, это не бабушка. Об этом, мне рассказала моя знакомая Бабочка. А ей рассказывал её учитель, Старый Жук, у которого она учится в Школе Искусства. -
- Какой такой Школе Искусства!? – встрепенулась Стрекоза.
- А ты разве не знаешь! – удивился Комарик, - Старый Жук открыл школу и преподаёт там ИСТОРИЮ ИСКУССТВА для насекомых. У него и Бабочка учится, и меня всё зовёт, да я пока, раздумываю. -
- Ой, как я хочу там учиться, как хочу знать ИСТОРИЮ ИСКУССТВА! - восторженно произнесла Стрекоза.
- Да и я бы хотел послушать Старого Жука, ведь это, наверное, так интересно, - промолвил Кузнечик. И они вопросительно посмотрели на Комарика. Тот, как всегда подумав, сказал:
- Знаете друзья, о Школе Искусства, мы как-нибудь, поговорим потом, а сейчас, давайте продолжим осматривать дворец, ведь здесь ещё так много интересного. -
И все вместе они отправились в другой зал. Все его стены были увешаны картинами.
- Посмотрите, посмотрите! – громко воскликнула Стрекоза, - какая большая река и какие большие лодки на ней. И прямо на стене. -
- Да не река и не лодки, а море, и корабли на нём. И не на стене, а на картине. Просто картины такие большие, что занимают все стены, - сказал Кузнечик.
- А ты откуда знаешь про море и про картины? – удивлённо спросила Стрекоза. Она и не подозревала, что Кузнечик, как и Комарик, тоже может что-то знать, и так этому удивилась.
- У меня есть одна старая книга. Она о море. Я её много раз читал. И в ней есть такая картинка, которая похожа на эту картину, - ответил Кузнечик.
- А ты мне дашь её почитать? – попросила Стрекоза.
- Конечно, дам. Как вернёмся домой, так сразу бери и читай, мне не жалко, - ответил Кузнечик, не переставая рассматривать картины.
- Только не забудь, обязательно дай, - Стрекоза почему-то думала, что у Кузнечика не очень хорошая память.
- Да я то, не забуду, лишь бы ты не передумала, - успокоил её Кузнечик. Он знал, что иногда бывает такое: попросят книгу почитать, а потом почему-то не берут, передумывают, не хотят. Ему это не нравилось, потому, что он слишком ценил и уважал книги. Но Стрекоза пообещала:
- Нет, не передумаю, как домой вернёмся, так к тебе за книгой и приду. – И она на секунду закрыла глаза и представила, как она читает книгу в своём уютном домике.
Друзья стали перелетать от картины к картине и каждую внимательно рассматривать. И чего там только не было на этих картинах! И море, и лес, и небо, и трава, и люди, и звери – ну прямо целый мир! Они обсуждали увиденное, и каждый рассказывал остальным о том, что ему понравилось больше всего. Комарику нравились густые лесные чащи, непроходимые болота, ветвистые деревья. Кузнечику нравилось море, парусники, горы, поляны. А Стрекозе нравилось всё, но больше всего - люди, изображённые на картинах. Она подолгу и внимательно их рассматривала, а потом вслух размышляла о том, что люди, оказывается, бывают и грустные, и весёлые, и сердитые, и печальные, и смешные, и забавные, и такие разные, как и её знакомые комары, кузнечики, муравьи, стрекозы. Рассматривая картины, Стрекоза думала о том, что у людей, как и у них - насекомых, своя жизнь и тоже, наверное, разная и интересная, но при этом сделала вывод, что она не хотела бы быть человеком, потому, что люди не летают, и у них нет крыльев. А больше всего на свете, она любила летать. Поэтому она была ужасно рада, что появилась на свет Стрекозой. Кузнечик и Комарик тоже согласились, что лучше быть тем, кем ты появился на свет и не пытаться стать другим.
Так незаметно проходило время. Увлечённо и долго рассматривали они картины. В огромном зале стояла тишина, и только негромкий разговор наших друзей, немножечко, совсем чуть-чуть, её нарушал. Но их никто не слышал, они никому не мешали, потому, что все обитатели дворца уже спали, так как за окнами давно была ночь. Друзья тоже решили переночевать прямо здесь – в зале. Лететь домой было уже поздно. К тому же двери дворца были закрыты и ничего другого не оставалось. На ночлег они устроились на большой красивой люстре. Закрыв глаза, каждый думал о своём и незаметно к ним подкрался сон. Тишина и покой были вокруг. Ночь сделала своё дело. И только маленькая звёздочка, впервые народившаяся на свет, с удивлением смотрела на далёкую и незнакомую планету, посылая своё нежное сияние и земле, и дворцу, и люстре на которой мирно спали наши друзья.
ИЛЛЮСТРАЦИИ НА УСМОТРЕНИЕ ХУДОЖНИКА.