В новом сезоне телеканал "Россия 1" уже показал несколько очень хороших и качественных сериалов. На мой взгляд, это "Закрытый сезон", "Зови меня мамой" и особенно "Бомба". Но вот случаются откровенные провалы. О идущем сейчас на "России" сериале "Теорема Пифагора" даже говорить не хочется. Он описывается тремя словами: банальность, пошлость, примитивность. Жалко очаровательную Марию Куликову, уже просто замученную в посредственных многосерийках.
Хуже всего, что по таким фильмам, как нынешняя "Теорема", многие будут судить о современном отечественном кино вообще. Но лучшее российское кино, как и великое советское - не такое.
В связи с этим хочется пояснить - что на мой взгляд представляет собой настоящее русское кино, в том числе хорошее современное, его основные отличительные черты . Если этот взгляд ещё не стал понятен по прошествии года существования канала "Сталкер".
Таким взглядом и смотрится всё то, о чём вещает канал. Итак, тем, кому интересны мои собственные размышления об отечественном кино или тем, кто ещё думает подписываться ли на мой канал или нет - много текста. Его можно не читать, а просто оставить своё мнение о сериале "Теорема Пифагора" в комментариях - может я неправильно его оцениваю?
Наше лучшее кино это, прежде всего, излучение света и тепла любви к людям. Достигаемое посредством особого взгляда режиссёра и игры актёров. А если переставить основополагающие слова местами, то - любовь есть Бог. Вообще - русское искусство ближе к Богу. Оно измеряет, оценивает жизнь и людей исходя из Абсолюта. И глядит на них как бы с точки зрения Его. Да, в отечественном искусстве зачастую нет той изысканности форм подачи материала, которым славится, к примеру, искусство западное, порой нет такой увлекательности и изобретательности, каковые бывают там, но что не отнять у нас, так это огонь любви и нежности к героям повествования. В настоящем русском кино есть неизменная для нашего лучшего искусства незримо витающая в кадре любовь, определяющая, собственно, вообще истинное национальное мировоззрение ("такова русская идея: свободно и предметно созерцающая любовь и определяющаяся этим жизнь и культура" - писал великий русский философ Иван Ильин).
Ещё одно достоинство лучшего российского кино - оно жизнеутверждающее. Даже когда жить, кажется, уже совершенно невозможно. И это тоже идёт откуда-то сверху.
Настоящее русское кино (а только о настоящем, национальном по духу кино будет идти здесь речь) четырёхмерно – духовная составляющая в нём очевидна и она в нём главенствует. Оно (даже самое «простое»), как и русский человек, по своей природе – метафизично. Истинно национальное кино всегда имеет нравственный стержень, духовный фундамент, на котором возводится здание фильма. Часто "конструкцию" отечественного кино составляет цепочка: грех – совесть – раскаяние – покаяние – искупление – преображение – прощение. Иногда эта цепочка обрывается, часто она просто короче, но что обязательно присутствует в нашем настоящем кино, так это - нравственная вертикаль. А корень содержания, главное "действующее лицо" и побудительная сила в нём - совесть.
А ведь настоящее произведение искусства, кино в частности – как раз то, в котором художником найдена и выстроена нравственная система координат, ощущается подлинный идеал. Они могут быть «невидимы» - то есть нет прямого морализаторства или озвученных выводов, но зритель в таком произведении чувствует истинную правду в ходе повествования или в конце. И настоящим такое искусство является не потому что «так надо», «так правильно», а потому что в таком случае оно воздействует наиболее глубоко. Истина всегда найдёт отклик у человека, причём в таких потаённых уголках души и сознания, что заставит человека испытать наибольшие удовлетворение и внутренний подъём. Всяческие потуги художников просто «отразить мир» или попытки «самовыражения» без поиска сокровенной правды не могут привести ни к чему более, чем внешним восторгам, сочувствию или определённой умственной насыщаемости. Человек никогда не получит настоящего потрясения и очищения, если художник своим произведением не затронет сакральное, глубинное.
В истинно русском кино погружаешься в своеобразную стереоскопическую среду. Она достигается, главным образом, содержательной частью – яркой образностью, не лимитированной заученными стандартами свободной игрой наших нестандартных актёров, ёмким текстом и богатством русского языка. Компактная английская речь, например, в итоге закрывает человека, передаёт только смысл сказанного. Разливанная русская с длиннющими и вариативными словами - открывает, передаёт душу. Широкую русскую душу. Ещё и поэтому наши фильмы кажутся более полными. Создаётся ощущение, как это часто бывает при просмотре отечественных фильмов и чего практически не бывает при лицезрении зарубежных - некоего скрытого двойного дна, чего-то неоднозначного, подспудного, незримого. Если нашим художникам удаётся создать что-то очень талантливое, то оно враз становится лучше любого иностранного. Лучшая русская музыка, лучшая русская литература и лучшее русское кино – безусловно - самое глубокое и необъятное, что было создано человечеством не только в области искусства, но и в сфере человеческого духа вообще, наряду со священным Писанием, откровениями святых и русской религиозной философией.
Наше кино свободно, широко, великодушно - подобно русской душе. Как правило, оно не вмещается в рамки определённого жанра. Да и вообще можно сказать, что отечественные фильмы, по своей сути - просто другой вид искусства, отличный от мирового. И это 3D-искусство. Без всяких специальных для объёмного видения очков. Но для просмотра этих фильмов всё же нужны 3D-очки. Внутренние. И тогда в наших фильмах можно будет увидеть всю многозначность мира и человека, которые они нам открывают, но которые зачастую не видны не вооружённым отечественным кино глазом.
А почему лучшие отечественные фильмы заставляют так глубоко погружаться в недра затрагиваемых ими проблем? Ведь нет такого особого 3D ощущения, полного соучастия при просмотре иностранных фильмов. Секрет в том, что наше лучшее кино всегда личностное. Не только в смысле - "автор вложил в картину глубоко личное", но - главным образом - хорошие отечественные фильмы всегда повествуют о личностях. В полном их объёме. Отсюда и эффект содержательного 3D. У нас не просто разглядывание персонажа со стороны, не просто психоанализ (как в лучшем зарубежном кино), а любовь к ним и понимание со стороны автора и, соответственно, эта любовь и понимание передаётся и нам, зрителям. А любовь всегда необъятна по масштабам и неотрывна по своему притяжению. Любовь всегда зорче по взгляду, мудрей по выводам, острей по ощущениям, чем холодное копание в людских бесстрастиях и даже страстях.
Модно сейчас говорить, особенно «продвинутым» киноманам и популярным среди них кинокритикам, да даже многим кинодеятелям, о кризисе современного кинематографа, в особенности отечественного. Кризис, конечно. имеет место, но всё ли так плохо? Разве нет и сейчас хорошего, талантливого кино? Беда многих критиков в том, что они никогда не погружают фильм в себя, не просвечивают его душевными/духовными рентгеновскими лучами, не проживают в нём во время просмотра. При этом глядят, конечно, в сторону экрана. При этом смотрят, конечно, достаточно напряжённо. При этом раскладывают картину по полочкам. При этом арифметически и геометрически её решают. При этом выводят из неё смыслы. При этом… часто в итоге-то получается смешно – из совершенно пустого или несерьёзного, но закрученного, «многослойного», труднопонимаемого содержимого выносят полные коробы глубокомысленных выводов и сложные резолюции. И, наоборот – во внутренне наполненном, но зачастую внешне банальном (а ведь и вечные истины иногда кажутся банальностями), простом, ясном по смыслу произведении резюмируют пустоту. И всё по одной причине – не ощутили дух фильма, не поняли его внутренней сути, а подвергли его всего лишь интеллектуальной разборке. А ведь ещё великий Ингмар Бергман (статья о его фильмах была на канале) говорил: «Искусство должно потрясать, попадая в сердце и душу, минуя промежуточную посадку в области интеллекта».
То же самое можно отметить и в современных отечественных телесериалах, к которым сложилось снисходительно-презрительно-предвзятое отношение «продвинутой публики», воспитанной на западной массовой культуре. Когда очередной «знаток» в очередной раз рассказывает своему не менее накаченному знаниями поп-культуры собрату насколько российские сериалы плохи по сравнению с американскими - ничего удивительного в этом, на самом деле, нет. Людям, взросшим в соответствующем культурном огороде, почва отечественных грядок не приемлема. Это всё равно что человеку, всю жизнь питающемуся гамбургерами - предложить манную кашу.
Да, возможно, в русских сериалах нет такой концентрации действия и мысли, как в тех же лучших американских - наши авторы любят размазывать кашу по тарелке, но в них есть то, что практически отсутствует в любых других - широта.
"Широк русский человек. Я бы сузил", - говорил Достоевский. Широта его проявляется во всём, в том числе и в постановках многосерийных фильмов. Многообразие затронутых тем, необычайное разнообразие персонажей, широта взгляда на жизнь. Человек в настоящем русском кино и многих сериалах, в частности, предельно неоднозначен - в нём заложено столько порой противоположных качеств, что на поверхностный взор может показаться преувеличением. Но ведь так на самом деле и есть в нашей реальной жизни, надо просто действительно широко посмотреть на мир окружающих нас людей. И сугубое национальное кино в этом прекрасно помогает. В этом его главная прелесть.
И - наши хорошие многосерийки тоже всегда о главном - о нравственности, грехе, добре, подлости, покаянии, прощении, преображении, любви к ближнему, о презрении к деньгам и материальному.
Сериал, как жанр, вообще, чем может быть интересен? Ведь в нём нет одной определённой истории, идеи, в нём нет особых художественных изысков (хотя, в наше время и этим отдельная «сериальная продукция» может похвастаться), как в хороших кинокартинах, но он даёт необыкновенную возможность надолго окунуться в мир интересных персонажей, помочь познать весь душевный объём людей и их противоречивую неоднозначность, полюбить человека таким, каков он есть, увидеть всё разнообразие мира и примириться с ним, в конце концов.
Хороший русский сериал, как и в целом истинно русское кино - даёт манну небесную.
Отдельно хочется сказать о наших актёрах, в том числе нынешних. Отличие их от иностранных очень заметно. В игре наших артистов замешаны совершенно противоположные качества - страсть и утончённость, вулкан эмоций и глубина переживаний. Какие глаза! Какие лица! В них чувствуется открытость души и искренность чувств. Это совершенно не сравнимо с проявлениями филигранной техники и безупречным чувством стиля даже самых лучших зарубежных кинозвёзд. Отечественная актёрская школа как была раньше, так и осталась уникальной и очень сильной (а нынешние табуны красивых и талантливых актрис в советские времена могли только сниться). Сейчас, правда, масштаб артистов, как личностей заметно уменьшился по сравнению со множеством великих советских, но нынешние исполнители превосходны в техничности, эмоциональности и разнообразии игры.