Применение собак на фронтах Великой Отечественной Войны началось практически сразу после вторжения вермахта на территорию СССР. Всем известна героическая рукопашная битва у села Легедзино, где в бой вместе с пограничниками шли их верные питомцы. Тридцатого июля 1941 года, прикрывая отход штабных частей командования Уманской армейской группировки, 500 бойцов и командиров Коломыйской комендатуры целый день сдерживали натиск двух пехотных батальонов и 30-ти танков из дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Пограничникам удалось уничтожить 17 танков и 20 мотоциклов с экипажами, но силы были явно не равны. Самих пограничников к вечеру осталось всего около сотни. Последним резервом обороняющихся были 25 кинологов и 150 овчарок. В самый критический момент, майор Филиппов приказал спустить с поводков собак.
Собачья стая с молниеносной быстротой преодолела пшеничное поле и накинулась на пехоту противника. Псы сбивали с ног фашистов, впивались им в горло и рвали их зубами. Пограничники так же, вслед за своими питомцами, пошли в рукопашную атаку. Немцы бежали, запрыгивали на броню своих танков и расстреливали нападающих из пулемётов. В этот день, не смотря на то, что почти все пограничники погибли, немецкую атаку удалось отбить. Оставшиеся в живых собаки ложились возле своих хозяев и никого не подпускали к ним. Немцы, которые только на следующий день возобновили своё наступление, осторожно издалека отстреливали этих собак.
Воспитанию собак сапёров в Рабоче-Крестьянской Красной Армии придавалось особое значение. Дело в том, что собака убыстряет поиск заложенной мины в несколько раз. Если миноискатель сапёра реагирует на весь металл, находящийся в земле, то собака чует только запах взрывчатых веществ. За годы Великой Отечественной войны собаками было найдено, а сапёрами обезврежено более 4м. мин, с помощью собак было разминировано 303 города. И конечно же, самым результативным псом был Джульбарс, который лично нашёл 7,5 тысяч мин и более 150 снарядов.
Собаки оказались необычайно востребованы на войне, но их катастрофически не хватало. Поэтому, через клубы собаководства по всей стране стали забирать у населения всех крупных собак, не только породистых, но и дворняжек. Людям, отдающих своих питомцев, давали справки о том, что после войны они смогут получить из питомника породистого щенка. 68 тысяч собак было поставлено на службу Красной Армии. Перед отправлением на фронт, их переучивали на военные профессии по восьми категориям. Были собаки разведчики, которые обучались не шуметь и показывать приближение врага только своим поведением. Так же, собаки несли караульную службу, охраняя важные объекты. Особыми категориями были собаки санитары, связисты и истребители танков.
Собаки связисты за годы войны под обстрелом и взрывами снарядов протянули более 8000 километров телефонного кабеля, а так же доставили свыше двухсот тысяч донесений. Они пробирались туда, куда попасть человеку не было возможности. Одна хорошо обученная собака связист заменяла собой двух человек посыльных, причём доставка донесений убыстрялась в 4 раза. Собаки несли свои послания, не обращая внимания на ранения. Например, собака-связист Альма, истекая кровью, принесла документы в штаб. Снайпер одной пулей прострелил ей оба уха, а другой раздробил челюсть. И всё равно она не бросила свою посылку.
Во время форсирования Днепра в 1943 году другой легендарный пес-связист Рекс трижды в течении дня переплывал реку в самом широком её месте. За годы войны он доставил 1649 донесений и был несколько раз ранен.
Но, самая большая часть собак служила в санитарной службе. 15 тысяч ездовых упряжек вывезли с поля боя более 700 тысяч тяжело раненных бойцов, а обратно подвезли около трёх с половиной тысяч тонн боеприпасов. Собаки-санитары под обстрелом подползали к раненым бойцам и подставляли бок с медицинской сумкой. Они терпеливо ждали, когда боец перевяжет свою рану, и ползли дальше. Собаки безошибочно отличали ещё живых людей от мёртвых. Потерявшим сознание они лизали лицо до тех пор, пока человек не приходил в себя. Зимой, эти собаки ложились возле раненых и грели их своим телом, до прихода санитара.
Самой трагичной страницей отечественного собаководства было применение собак истребителей танков. Во время дрессировки, их учили не бояться движущейся техники. Для этого, собаку не кормили несколько дней, а потом начинали кормить под днищем танка. Далее такую собаку учили заходить под танк, который ехал прямо на неё. На собаку надевали сумку с тротиловыми шашками, взрывателем и специальным спусковым механизмом: торчащим вверх рычагом. Днище танка находится от земли на расстоянии в 40-50 см. Уже в бою, когда собака забегала под танк, то рычаг, цепляясь за днище, отклонялся и приводил мину в действие. Происходил взрыв. Собака при этом гибла.
Первой собакой, которая уничтожила немецкий танк 27 июня 1941 года под Рогочёвом, была дворняжка по кличке Ирма. Она доказала на практике действенность данного метода, и вскоре собаки-истребители показали свою эффективность.
Тяжелее всего при этом приходилось кинологам. Не каждый решиться отправить своего верного друга на смерть. Не редки были случаи, когда видя гибель своего питомца, собаководы так же бросались на врага. Их часто приходилось удерживать от этого в окопе силой.
Немцы боялись собак истребителей. Невидимые в высокой траве, шустрые, натасканные на достижения своей цели, эти живые бомбы составляли ощутимую опасность для их бронетехники. В собак сложно было попасть из стрелкового оружия. По всем войскам были высланы инструкции, которые предписывали сразу же уничтожать псов-истребителей танков. Доходило до того, что лётчики люфтваффе гонялись за одиночными собаками, а немецкие солдаты, захватывая очередной населённый пункт, первым делом отстреливали всех собак в округе во избежание каких-либо сюрпризов.
22 июля 1942 года во время атаки у села Султан-Салы, немцы увидев собак, которые неслись на них, открыли плотный пулемётный огонь и повернули обратно. Собаки уничтожили и повредили в этом бою 24 танка из 150, но главное, что они сорвали мощную немецкую атаку.
Чтобы понять, как в целом противостояли советские части противнику, можно обратиться к воспоминаниям генерала армии Хетагурова Георгия Ивановича, который так описывает один из боёв, произошедший 24 ноября 1941 года на спас-коркодинском рубеже, во время Битвы за Москву:
«В 13 часов противник возобновил наступление. Двадцать его танков подорвались на наших минных полях, но остальные, преодолев минновзрывные заграждения, продолжали двигаться вперед. Еще двенадцать были подорваны бойцами из одиночных окопов с помощью собак. Большой урон нанесла немецким танковым подразделениям наша артиллерия, как та, что вела огонь прямой наводкой, так и действовавшая с закрытых позиций. Пять танков уничтожила бригада Ротмистрова, хотя у нее самой имелось тогда всего четыре танка».
Морально-этические требования, не позволили использовать таких собак-камикадзе долго, поэтому в целом их применяли в самое трудное для Родины время: в 41-ом и 42-ом годах. Хотя последний случай применения собак для подрыва танков зафиксирован в 1945 году в Чехословакии, где собаками было подорвано два средних танка и два тигра. При всех минусах, использования собак для уничтожения техники, они внесли ощутимый вклад в победу, уничтожив за годы войны около 300 немецких танков.
За годы Великой Отечественной войны собаки полноценно помогли людям в войне с сильным и жестоким врагом и не зря заслужили высокую честь пройти со своими проводниками на Параде Победы 24 июля 1945 года.