Найти в Дзене
Музей истории религии

Вторая жизнь светского платья

Светский костюм прошедших столетий шился из весьма дорогих тканей: атласа, парчи, глазета, бархата. Как правило, такие одеяния были украшены еще золотной вышивкой, галунами и изящным кружевом. Платья выходили из моды, и их часто жертвовали на нужды церкви. Известно, что все русские императрицы жертвовали венчальные платья в храмы. Такой вклад являлся весьма ценным, поскольку из них кроили церковные облачения.

В фонде «Ткани» Государственного музея истории религии хранится большая коллекция священнических облачений, некоторые из которых изготовлены полностью или частично из тканей бывшего светского костюма. В дело шли не только платья знати, но также форма придворных чинов, о чем более подробно будет рассказано ниже.

Кстати, о том, бывают ли книги из ткани и как они попадают в музей, вы тоже можете узнать на нашем канале!

Одним из характерных примеров превращения светского костюма в церковное облачение служит фелонь на первой фотографии.

Фелонь, 1770-1780-е гг. Бархат с битью, глазет, тюль, холст, бить, фольга, фасонное стекло, блестки, золотная нить. Ткачество мануфактурное, шитье золотной нитью, стеклами, блестками, аппликация. Выс. 135 см, шир. подола 172 см.
Фелонь, 1770-1780-е гг. Бархат с битью, глазет, тюль, холст, бить, фольга, фасонное стекло, блестки, золотная нить. Ткачество мануфактурное, шитье золотной нитью, стеклами, блестками, аппликация. Выс. 135 см, шир. подола 172 см.

Вероятно, оплечье было составлено из деталей женского платья конца ХVIII столетия. На это, во-первых, указывает крой, выполненный из нескольких неравных отрезков ткани. Во-вторых, это техника шитья цветными фасонными стеклышками - характерный декор 1770-х -1780-х гг. Этот прием пришел в Россию из французской моды. Помимо фасонных стеклышек, в шитье еще применяли блестки, вставки из цветной фольги, фигурные ленты из тюля – все эти материалы имеются в декоре фелони также. Центр оплечья занимает композиция с причудливой фигурой наподобие картуша с крупными букетами цветов. Сам узор не несет в себе никакой сакральной символики. В музейных собраниях России имеются аналогичные примеры вышивки, сохранившиеся на образцах женских платьев и мужских кафтанов той поры.

Не менее любопытным является и стан фелони - современный шитью оплечья. Основная часть облачения выполнена из модного «камзольного бархата». Участки бархатного ворса чередуются с участками, затканными узкой битью (плоской золотной нитью), и вместе образуют узор в мелкую клетку. В рассматриваемой фелони использовано два вида бити: золотная и серебряная. Благодаря такому изысканному приему ткань приобретает особый эффект свечения «искорками» по темному бархатному фону. Из такой ткани шили мужские камзолы и кафтаны в последней четверти ХVIII столетия. В то время мужской костюм мало уступал по своей дороговизне женскому костюму.

Другой пример облачения из светского платья!

Фелонь, конец ХVIII - начало ХIХ вв. Парча, галун, холст. Ткачество мануфактурное. Выс. 137 см.
Фелонь, конец ХVIII - начало ХIХ вв. Парча, галун, холст. Ткачество мануфактурное. Выс. 137 см.

Орнамент ткани знаменует переход от рококо к классицизму. Парча выполнена в светлой цветовой гамме с доминированием золотого цвета. От рококо - грациозный ритм цветочных букетов с тонкими стебельками и общая декоративная изысканность композиции.

-3

Рисунок декора имеет объемность за счет добавления вычурных растительных фигур из золотных нитей нескольких видов (фасонных, гладких, плоских).

-4

При этом в раппорте главенствует симметрия, цельность и четкая структура орнамента – черты, присущие классицизму. Сами же цветочные букеты не пышные, а лаконичные в своем исполнении, стремящиеся уйти от роскоши рококо.

Как видно из описания, рисунок ткани светский, а не церковный. Дело в том, что во второй половине XVIII в. в России еще не выделилось специальное производство церковного текстиля. Этот процесс начал налаживаться лишь к 30-м годам XIX столетия. До того времени на нужды церкви использовались те же ткани, что и в быту.

В пользу того, что рассматриваемая фелонь была выполнена из платья, говорит характер кроя, составленный из разных кусков. Центральная часть стана - из цельного куска, по двум сторонам вставки из той же ткани. Правая часть предмета составлена из нескольких фрагментов. Портной старался при сборке частей следовать общему ритму рисунка, но из-за ограниченного количества материи это не всегда удавалось. Так, местами с левой стороны виден небольшой сдвиг раппортов узора.

В собрании Музея имеется группа предметов, служащих наглядным примером того, как элементы шитья, снятые с придворных и военных мундиров становились частью декора церковной утвари. Рассмотрим фелонь на фотографии № 3.

Фелонь, начало ХХ в.; золотное шитье конец ХIХ в. Бархат, шелк, канитель, галун, плащики, нить золотная. Ткачество механическое, шитье золотное накладное. Выс. 137 см.
Фелонь, начало ХХ в.; золотное шитье конец ХIХ в. Бархат, шелк, канитель, галун, плащики, нить золотная. Ткачество механическое, шитье золотное накладное. Выс. 137 см.

Облачение начала XX века, выполненное в духе ампира, отличается особой роскошью золотного шитья по пунцовому бархату. Почти всё оплечье занимают массивные элементы - две пальметты.

-6

На стане в ряд расположены меньшие пальметты, в виде вееров, с элементами, которые происходят от кистей на застежках военных мундиров. Граница оплечья и стана выделена не галуном, как на обычных ризах того времени, а полосой мотивов из перьев с акантами. Шитье плотное, по высокой карте.

-7

Данный тип шитья относится к декору парадного мундира обер-камергера императорского двора. По черному сукну золотными нитями выполнялись стилизованные античные узоры. Массивные пальметты располагались по шлице мундира. Мотивы акантов и меньших пальметт украшали борта. Эти же декоративные элементы, но по красному фону, располагались на воротнике и рукавах.

При внимательном осмотре подола фелони выясняется, что и он выкроен из другого предмета, причем не совсем равномерно. Местами по краю на бархате видны отпечатки декора, который был снят в процессе перекраивания. Стык стана и подола скрыт галуном. Орнаментальная полоса образована перьевидными элементами, выполненными золотной нитью и плащиками (фигурными металлическими пластинками).

Фрагмент надставленного подола фелони начала ХХ в. мастерской «госпожа Ольга» (О.Н. Бульбенкова)
Фрагмент надставленного подола фелони начала ХХ в. мастерской «госпожа Ольга» (О.Н. Бульбенкова)

В числе фирм, исполнявших заказы двора, была модная мастерская О.Н. Бульбенковой «Госпожа Ольга». В собрании Государственного Эрмитажа хранятся произведения этой фирмы: платья фрейлин для торжественных церемоний рубежа XIX - XX столетий, а также венчальное платье Александры Федоровны, супруги Николая II. Анализ рисунка узора, материалов и манеры исполнения позволяют предположить, что для подола фелони из нашего собрания была использована часть шлейфа придворного платья одной из фрейлин императрицы, выполненного как раз в этой петербургской мастерской.

Как видим, для прикладного искусства нет границы между светской модой, придворным ритуалом и церковным обиходом, в их взаимодействии порой рождаются замечательные и оригинальные произведения.