Найти тему

Почти уголовные приключения нумизмата в СССР

Евгений Георгиевич Полуйко ожидал гостей и, услышав звонок, пошел открывать. Однако в дверях стояли двое незнакомых. Они оказались работниками областного управления БХСС и предложили хозяину квартиры немедленно следовать за ними. Полуйко робко намекнул, что на это должно быть разрешение прокуратуры, но, увидев непреклонные лица, тут же смолк.

Его доставили в отдел внутренних дел Ленинского района к следователю И. Фроловой. Ирина Борисовна стала расспрашивать Евгения Георгиевича о его увлечении коллекционированием старинных монет. Об этом Полуйко мог рассказывать часами. Увлекся нумизматикой он еще сорок с лишним лет назад. Собрал отличную коллекцию — одну из лучших в стране.

Но рассказ был прерван лейтенантом С. Янчуком, который прибыл с разрешением -прокуратуры на обыск.

На сей раз в скромную однокомнатную квартиру пожаловали сразу шесть работников УВД. Обыск проводили тщательно, заглядывали в каждую щель, простукивали стены. Е. Полуйко с самого начала показал шкаф, в котором хранилась его коллекция. Среди тысячи различных монет были не только серебряные, но даже одна платиновая и несколько золотых. Именно драгоценные металлы и представляли интерес для работников УБХСС. Монет набралось около полутора тысяч.

Обыск шел пятый час. Полуйко, вконец измотанный этой процедурой, не читая, подписал протокол. Пересчитывать и сверяться со списком не было сил. Милиция ушла. Винновым коллекционер себя не чувствовал. Тридцать лет проработал в научно-исследовательских институтах г. Горького, имел двадцать авторских свидетельств, более пятидесяти печатных трудов.

-2

При обыске Евгений Георгиевич показал Янчуку хранившиеся дома справки о солидной зарплате, о крупных вознаграждениях за изобретения. Если - при этом учесть, что Полуйко жил весьма скромно, не имел ни дачи, ни машины, то вполне понятно, что он мог себе позволить постоянно пополнять коллекцию.

За минувшие годы стоимость серебра возросла, человек, вложивший в металл свои средства, сейчас мог сказочно обогатиться. Но Полуйко никогда не был ни валютчиком, ни спекулянтом. Он всегда был нумизматом. В его коллекции не было ни одной повторяющейся монеты. Но никто из работников УБХСС в расчет это не брал.

Полуйко обнаружил, что из папки, где находилась переписка с организациями, от которых зависело разрешение на открытие клуба нумизматики, исчезли списки коллекционеров с их адресами. Пропала тридцать одна монета. В описи они не числились.

Через день был допрос. Допрашивал все тот же С. Янчук. Расспрашивал о которых Евгений Георгиевит никогда в жизни не видел, о поездках в города, где не был, о не существовавших валютных сделках. Еще более странными были ответы, занесенные в протокол. Они явно не соответствовали тому, что говорил Полуйко.

Подписать протокол Полуйко отказался и обратился в следственное управление. УВД. Горьковского облисполкома и в областную прокуратуру с заявлением, в котором усомнился в Правомерности действий сотрудника УБХСС, потребовал провести осмотр изъятых монет для того, чтобы обнаружить незарегистрированные в протоколе обыска. Заместитель прокурора Горьковской области Л. Видонов распорядился возвратить нумизматическую коллекцию владельцу.

-3

Осмотр арестованной коллекции, продолжавшийся три часа, показал, что Евгений Георгиевич был прав, утверждая, что монет изъято больше, чем указано в протоколе. Из 31 «пропавшей» монеты обнаружились 29. Двух очень редких монет — полтинника 1924 года и рубля 1732 года так и не удалось найти.

Через несколько дней Е. Полуйко сообщили из областной прокуратуры, что в отношении С. Янчука «возбуждено дисциплинарное производство». Стало быть, наказан. Но ретивый следователь то ли не знал о таком решении областной прокуратуры, то ли решил не обращать на эти досадные мелочи внимания. Уголовное дело, заведенное им на коллекционера, все пополнялось новыми «доказательствами». Так, в один из воскресных дней он с помощью других работников УБХСС задержал большую группу коллекционеров, собиравшихся, как обычно, для обмена в одном из парков города, переписал всех, а затем вручил повестки в милицию. А уж там от коллекционеров требовали подтвердить, что они меняли, продавали и покупали у Е. Полуйко монеты из серебра.

Два месяца шло следствие. А когда, наконец, было прекращено «за отсутствием состава преступления», перед Е. Полуйко никто даже не извинился.

Но почему это уголовное дело вообще могло возникнуть? Милиционеры, разумеется могли и не знать тонкостей нумизматики, но знали, что в Уголовном кодексе есть статья, где определен солидный срок за сделки с валютными ценностями. Логика их была проста: серебро - драгоценный металл, следовательно - валюта, и тот, кто меняет, продает и покупает серебряные монеты - валютчик.

-4

В 1977 году вступил в силу Указ Президиума Верховного Совета СССР «О сделках с валютными ценностями на территории СССР». Здесь было сказано, что между гражданами допускаются сделки купли-продажи, обмена и дарения целях коллекционирования единичных экземпляров монет, являющихся валютной ценностью, в порядке, устанавливаемом Министерством” культуры СССР по согласованию с Министерством финансов СССР. Ещё пять лет требовалось этим министерствам на составление и согласование ин «О порядке совершения между гражданами сделок купли-продажи, обмена и дарения в целях коллекционирования единичных экземпляров монет, являющихся валютной ценностью».

В Горьком инструкцией никто и никогда не пользовался. А иначе и быть не могло. Ведь если действовать согласно этой инструкции, то при обмене любой серебряной монеты (будь то полтинник двадцатых годов или недавно выпущенные олимпийские пятерки и десятки) нужно получить разрешение местного -органа Министерства культуры.

Разрешение могут дать только в том случае, если коллекция ваша состоит там на учете как «имеющая значительную историческую, научную, художественную или иную ценность, могущая быть признанными памятниками культуры».

Таким образом, дорога в коллекционирование закрыта всем начинающим. Но не только им. Ведь не смогли поставить на учет свои коллекции и «короли» нумизматики.

Когда этот материал был готов, Евгений Георгиевич без особой радости сообщил о том, что нашлась одна из двух исчезнувших у него при обыске монет - рубль Анны Иоанновны 1732 года. Монета обнаружилась.., в почтовом ящике.

Статья из газеты "Советская Россия" 8 июля 1987 г. Е. Абрамов.

Смотрите другие мои посты по нумизматике, а так же по бракам монет:

Почти уголовные приключения нумизмата в СССР

Старый вид мошенничества с монетами

О случае выпуска деревянных долларов

Что писали в газетах о монетах 1992 года, после выпуска их в обращение.

Разные типы орлов 2-х копейках 1810 года

Типы советских 5 копеек

Брак монеты - непрочекан

Отвратительное качество чеканки на ММД

Монеты необычной формы

Коллекция биметаллических юбилейных и памятных монет РФ 10 рублей

Брак раскол штемпеля

10 рублей из кошелька с недешёвым браком

5 копеек ценой в 1500 рублей

"Павловский" перечекан 5 копеек 1793 ЕМ

Интересный перечекан из 4 копейки 1762 г. в 2 копейки 1788 г.

Как я выменял 1 рубль 1924 года на китайский доллар

Брак монеты - царапина штемпеля

Дорогая разновидность 2 рубля Гагарин 2001 г.

Брак на монете "край листа "

Советские 50 копеек 1921-1927 г.г. из моей коллекции.