В популярных представлениях о них неверно всё, начиная с больших пальцев, которые никогда не демонстрировала публика.
Наше представление о классической древности уходит корнями в XIX век. Тогда национальная революция во Франции возродила интерес к ушедшей античной эпохе. Придворные французские художники, стремясь изобразить Грецию и Рим, создали гениальные полотна, однако очень далекие от исторической точности.
Знаменитая картина Жан-Леона Жерома «Пальцы вниз» демонстрирует бой гладиаторов таким, каким мы привыкли его знать по школьным учебникам. Жизнь от смерти отделяет направление большого пальца…
Однако этот привычный и воспетый в блокбастерах образ постепенно, пусть и неохотно, уходит в прошлое, теснимый последними исследованиями.
Римляне проводили на своих аренах (от harena — «песок») три вида зрелищ: венацио, т. е. травлю зверей (по типу современной корриды), массовую казнь преступников и бои гладиаторов. Битвы гладиаторов велись до первой крови.
Гладиаторы стоили очень-очень дорого. Тренировали их спецшколы по всей империи, которые вкладывали баснословные средства в обучение бойцов, и их гибель запросто приводила к разорению. За здоровьем гладиаторов тщательно следили. Известно, что легендарный врач Гален был среди тех, кто лечил бойцов.
Сражались гладиаторы нечасто, 2−3 раза в год, напоминая этим современных боксёров. Да и сами бои велись, как правило, один на один между равными по силе и числу побед участников.
Бой подчинялся строгим правилам, за соблюдением которых следили судьи, ведь целью поединка была максимальная зрелищность при минимуме ущерба. Судьи останавливали бой, если один из сражающихся падал или терял оружие, а также устраивали перерыв на отдых, если сражение затягивалось. Гладиаторы в массе своей спокойно доживали до старости.
Мужчины активно болели за любимых гладиаторов, не стеснялись этого делать даже сами императоры. Между болельщиками порой вспыхивали конфликты, как у нынешних футбольных фанатов.
Однако отношение римлян к гладиатором не было однородным. Их превозносили за великую смелость перед лицом опасности и считали идеалом доблести, но презирали за то, что они развлекали толпу, что в Античности считалось до крайности дурным делом. В итоге у бойцов был статус на уровне рабов, из которых вышли многие из них, но вовсе не все: очень нередко жизнь на арене избирали вполне свободные люди, их называли «добровольцами», auctorati.
Была и другая причина неприязни древних к гладиаторам. Всё дело в том, что бойцы были на «ты» со смертью. Собственно, гладиаторские игры были запрещены в конечном итоге вовсе не из-за каких-то моральных дилемм, а потому, что ранним христианам вся эта сложная философия, связанная с преодолением смерти, была чужда.
Быть гладиатором оказывалось столь выгодно, что и после освобождения многие из них продолжали сражаться (таких бойцов называли рудиариями).
Несмотря на то, что название гладиаторов происходит от «гладия» (gladius), знаменитого римского меча, вооружались они самым разным оружием, которое, как правило, было затуплено (есть свидетельства о том, что для боя с оружием острым требовалось получить спецразрешение). Всего было около 20 типов бойцов, орудовавших мечами, копьями, щитами, даже трезубцами.
После смерти обычных гладиаторов хоронили, пусть и без особых почестей, а вот для звёзд экстра-класса устраивались пышные и буйные проводы.