- «Почему крестят детей так рано? А их выбор? А если они не хотят?»
Мы много что за детей решаем. Например, мы им говорим, что «так делать некрасиво» или «так делать нельзя», что такое хорошо, что такое плохо. Давайте не будем за них решать. А в Европе, например, «развились» до такой степени, что говорят: «Давайте не будем решать, кто из них мальчик, а кто девочка. Если мальчик хочет ходить в юбочке, ― пусть походит. Вот они вырастут, тогда и определятся, какого они пола. И вообще не надо ничего: пусть они сами всё решают». Вот какое развитое общество! Прогресс зашкаливает… Маразм! Вот и мы начнем с того, что за них веру не будем выбирать, а закончим их полом.
Да мы многое за них выбираем. Они даже не выбирали: жить им или нет. В конце концов, мама их родила, а могла и не родить, аборт сделать. Зачем она за него решила? Спросила бы, хочет он рождаться или нет. Мы за детей всё решаем: где им жить, в какой садик ходить, что кушать на завтрак, обед и ужин, потому что они не в состоянии этого сделать. И веру тоже за них выбираем. Но мы должны их воспитать таким образом, чтобы, когда они вырастут, могли сказать: «А вот папка с мамкой правильно нам говорили и правильно нас учили», ― чтобы подтвердили своей жизнью правильность сделанного за них выбора. Скажут: «Молодцы, так и надо было сделать». Они определятся с выбором в определенный момент, когда повзрослеют, но это не значит, что мы должны пустить всё на самотек.
- «Здравствуйте, часто родители крестят детей в малом возрасте. Разве крещение ― это не осознанный выбор человека? Скажите свое мнение по этому поводу. Спасибо».
Особенность нашей православной веры заключается в том, что это не просто набор неких убеждений. Наша вера ― это и есть жизнь во Христе. Нельзя теоретически научить жизни. Допустим, Вы бы сказали себе: «Было бы хорошо, если бы человек рождался не маленьким, когда он беспомощен, ничего не умеет, не знает, не может, а чтобы было ему лет двадцать». Хорошо это было бы или плохо, если бы человек родился и сразу же имел среднее образование, и даже высшее, и полностью готов был к жизни? Возможно, это было бы не очень хорошо, потому что даже если бы он умел читать, писать, считать, обладал знаниями, он ведь не узнал, что такое жизнь. Ему было бы очень тяжело. А так он живет, взаимодействует с родителями, с ребятами, друзьями, сталкивается с какими-то проблемами, сложностями. Он учится преодолевать трудности, выстраивать отношения с другими детьми ― сначала со сверстниками, потом с теми, кто старше или младше его. Это происходит на протяжении всех лет, и это тоже школа, которая нам дана не просто так. Она не таблица умножения, ее нельзя вложить в человека. Это некая мудрость умения жить, очень ценное знание.
В христианстве тоже так. Нельзя просто решить: пусть вырастет, будет ему 20–25 лет, тогда он и выберет. А что он выберет? Ничего он не выберет, потому что вера наша ― это есть жизнь во Христе, а жизни во Христе может научить только сама жизнь. И здесь тоже должно быть свое рождение, свои первые шаги. Ребенок, когда рождается, тоже не выбирает: родиться ему или нет, где ему родиться. А почему он в России родился? Россия ― это разве хорошая, развитая страна? На Западе ― красота. Там денег много, люди защищены, обеспечены, чего бы ему в Америке не родиться? Это же несправедливость! Как мы могли за нашего ребенка сделать выбор ― взяли и здесь родили. И вообще, как мы за него будем решать: там ему будет хорошо или здесь?
Мы за ребенка всё решаем, впихиваем свой опыт жизни. Зачем? Как мы можем так с ребенком жестоко поступать? Пусть он вырастет, будет ему 20–25 лет и тогда решит: как можно, а как нельзя. Пусть он сам думает, где ему жить, в какой стране, как вообще жить.
С крещением то же самое. Конечно, если мы хотим просто окрестить ребенка для того, чтобы он формально принадлежал к некоей вере, чисто формально и дальше ничего ― тогда я с Вами согласен, смысла крестить нет, пусть он вырастет и сам выберет. Потому что он, может быть, выберет христианство, может быть, ислам, иудаизм, буддизм, еще что-нибудь, а может и вообще ничего не выберет. То есть человек формально выберет, что ему больше хочется. Выберет ислам, примет обрезание и будет таким же номинальным мусульманином, как у нас большинство номинальных христиан: типа мусульманин, и всё. Если смотреть с этой позиции — тогда да, смысла крестить маленьким нет, не надо за него ничего решать и выбирать. А вот если мы хотим научить его жизни во Христе, чтобы он эту духовность впитывал в себя и познавал, ― что значит жить со Христом – тогда надо крестить в младенчестве, потому что в теории мы не можем его научить жизни.