Найти тему
ЭКСКУРС TV

Из Казани в Крым на велосипеде. День 11. Очарование рассветом и разочарование Хвалынском

Когда же наши провинциальные города станут туристическими жемчужинами?

Путевые заметки с иллюстрациями и историческими справками

Предыдущий день довольно существенно отнял силёнок, сказались постоянные смены вертикального направления - то вверх, то вниз. Несмотря на это, вчера я накатал в таком режиме 70 с небольшим километров.

Рассветы над Волгой
Рассветы над Волгой

При этом цифра набора высоты за день не выглядела гигантской - всего 443 метра вверх и 355 вниз. Подъёмов по цифрам (и по ощущениям) было больше, хотя повторюсь: цифра сама по себе не гигантская, а вот постоянная смена сгорки на вгорку выматывала.

Виды на Волгу на подходах к Хвалынску
Виды на Волгу на подходах к Хвалынску

Утро началось с туч и великолепных вида на Волгу и рассвета. Правда, очень скоро небо полностью затянуло, и начало немного моросить, но ехать было вполне комфортно. Да и трасса в этом месте тоже была сносной: обочина широкая, движение не очень интенсивное.

На Хвалынских горах
На Хвалынских горах

С одной стороны, постоянная смена спуска на подъём и обратно выматывает физически. Но психологически так ехать интереснее - постоянная смена условий и пейзажа держит тебя в тонусе, концентрирует внимание.

Редкий образец хорошо сохранившейся архитектуры Хвалынска. К сожалению, даже этот редкий экземпляр не избежал металлического листа на крышу и пластиковых окон.
Редкий образец хорошо сохранившейся архитектуры Хвалынска. К сожалению, даже этот редкий экземпляр не избежал металлического листа на крышу и пластиковых окон.

Это я к тому, что не люблю трассы в том числе и за длиннющие тягуны. Это спускаться по ним приятно, а пилить в гору два километра с грузом - такое себе удовольствие. Но пришлось его кушать полными ложками вплоть до спуска на Хвалынск.

Один из перекрёстков Хвалынска. Пожарная часть.
Один из перекрёстков Хвалынска. Пожарная часть.

А вот на спуске в этот городок я в очередной раз понял, что эти горы называются горами абсолютно полноправно. Тут такие кручи и серпантины - мама не горюй! А какие леса, овраги и ущелья! Очень красивые места. Тут и горнолыжка имеется.

Пожарная каланча - символ Хвалынска. Весьма примечательное сооружение
Пожарная каланча - символ Хвалынска. Весьма примечательное сооружение

Сам Хвалынск разочаровал. Я был начитан об этом городе, и представлял его себе как маленькую жемчужину, сохранившую очарование малых русских городов, с купеческими домами и тихими улочками в центре. Как бы ни так. Домишки тут, конечно, имеются, но состояние...

В центре города есть действительно несколько интересных домов, даже целая интересная улица. Но состояние! И опять эти дремучие пластиковые окна
В центре города есть действительно несколько интересных домов, даже целая интересная улица. Но состояние! И опять эти дремучие пластиковые окна

Хвалынск городишко немолодой. Впервые, как сторожевой пост Сосновый на Сосновом острове на Волге под управлением Чудова монастыря он появился на русских картах в 1556 году, а спустя чуть более 200 лет получил статус уездного города.

Ещё немного центра Хвалынска
Ещё немного центра Хвалынска

Центр старообрядчества, известный на всю Россию своими яблоневыми садами. Ежегодно отсюда по реке отправляли до 56 тысяч тонн яблок. Вдумайтесь в эту цифру. Это примерно 7 нормальных таких железнодорожных составов.

Типичная городская усадьба. Кажется, это была улица Ленина, а вот чья усадьба - я не помню =(
Типичная городская усадьба. Кажется, это была улица Ленина, а вот чья усадьба - я не помню =(

В Хвалынске в 1892 году случился знаменитый холерный бунт, в результате чего был убит правительственный доктор Молчанов. Убийство это было описано писателем Вересаевым в повести "Без дороги" (1895) и знаменитым художником, уроженцем Хвалынска, Козьмой Петровым-Водкиным в повести "Хлыновск"

По дороге на Саратов
По дороге на Саратов

Вот казалось бы - столько имён, столько историй, такая природа вокруг - все же условия для развития города-курорта. И доступность транспортная не самая плохая. Трасса рядом, но не проходит через город. Ни тишины, ни экологии Хвалынска не нарушает.

Рыбалка
Рыбалка

Но стоит город с сильно поредевшими рядами некогда богатых домов, абсолютно пустой, забытый и заброшенный. Ничем не цепляет он приезжего. Нет тут изюминки, нет какой-то своей характерной черты, характера нет.

Это Волга. Вид с одного из поворотов дороги. Берегов не видно!
Это Волга. Вид с одного из поворотов дороги. Берегов не видно!

Не спасает не галерея Петрова-Водкина, ни совершенно чумовая пожарная каланча, ни доброта местных, ни Волга. Город без лица. Город с историей, но без исторического наследия. Ему нечем о ней рассказывать, ему почти нечего показывать гостям.

Подхвалынские деревеньки. Прямо чувствуется роскошь и размах!
Подхвалынские деревеньки. Прямо чувствуется роскошь и размах!

И вот это как раз тот случай, когда пенять на Обаму и прочих пиндосов уж точно не выйдет. Нет, дорогие мои, никто другой в том, что город убит и вряд ли воскреснет, не виноват. Виноваты только жители Хвалынска. Никто без них и за них не будет реанимировать этот труп.

В эту гору в итоге пришлось лезть
В эту гору в итоге пришлось лезть

Зато средняя треть маршрута прошла просто великолепно! От Хвалынска дорога шла вдоль берега Волги, то чуть убегая, то чуть приближаясь к нему. А главное - она была ровной! А какой роскошный обед я себе устроил в этот день! И кофе с десертом из бубликов.

Нет, это не завал горизонта. Это знак покосился.
Нет, это не завал горизонта. Это знак покосился.

В одной из деревень на берегу Волги я очень надеялся попасть в усадьбу Воронцовых-Дашковых и приусадебный парк. Но увы, и парк, и усадьбу спрятали от посторонних взоров за высоким забором. Было видно только крышу домика, а приусадебный парк остался за оградой монастыря.

Монастырь в Алексеевке
Монастырь в Алексеевке

Монастырь в Алексеевке был открыт недавно, в 2013 году. Главный храм монастыря освящён в честь Иоанна Кронштадтского, и это не случайно. Праведный Иоанн Кронштадтский останавливался в Алексеевке в 1894 году, когда совершал плавание на пароходе "Отважный" по Волге.

Богатые Саратовские деревни
Богатые Саратовские деревни

Молился он тогда в церкви Сергия Радонежского, которая была перестроена из старой в 1870 году. Но увы, факт этот церковь не спас: в 1930 большевики реквизировали колокола, а в 1931 передали храм под детский сад, а позже и вовсе снесли.

После Алексеевки и плотного обеда дорога брала круто вверх, пересекала территорию Хвалынского национального парка и выходила на трассу. Через некоторое время, когда одометр накрутил 75 км, я почувствовал, что выдохся. Последний подъём длиной почти 3 км отнял много сил, да и на трассе продолжались американские горки.

Деревни одна богаче другой!
Деревни одна богаче другой!

Остановился у кафе, рядом с которым была гостиница. Поужинал и засёк прекрасную надпись на кассе: номер с душем за 500 рублей. Это же то, что мне нужно! Но когда меня оставили наедине с "администратором", по виду бывшим зэком, он решил, что номер стоит 1500 рублей. Аргумент, что на кассе висит объявление, не принимался в расчёт.

Я, честно признаться, переоценил умственные возможности этого индивида. Вопрос "А что лучше, заработать 500 рублей или не заработать 1500?" так и остался без ответа. Поскольку я был уже сыт, и мне нужно было только поставить палатку и уснуть, я спустился чуть пониже трассы встал примерно также, как и в предыдущую ночь - на высоком берегу над Волгой.

Балаковская АЭС. Как давно вы ночевали в двух километрах от действующей атомной станции?
Балаковская АЭС. Как давно вы ночевали в двух километрах от действующей атомной станции?

На противоположной стороне высились корпуса Балаковской АЭС, по Волге медленно и бесшумно скользили теплоходы, а по палатке начинал стучать мелкий дождик: накрыл таки. Зато спалось очень хорошо. На завтра по планам - Вольск и Сенная.

Но хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах! Следующий день стал днём самых интересных приключений за всю поездку. Будет лонг-рид, до встречи на канале!

Участок: Возрождение - Богородское
Расстояние за день: 76 км.
Расстояние итого: 683 км.
Из них:
Велосипед: 658 км
Корабли: 2 км
Пешком: 7 км.
Трамвай: 16 км.
Реки: Сухая Каменка, Каменка, Винный ключ, Банный ключ

Большинство фотографий сделано на зеркальную камеру Canon EOS 6D Mark II, в довесок к китовому объективу был докуплен светосильный объектив Tamron 2.8 70-200, и вся эта машинерия ехала у меня в рюкзаке за спиной. Четыре килограмма живого веса, но фоточками я доволен. Рекомендую этот комплект (Кэнон + Тамрон)

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:

Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб

Путешествие из Казани в Крым на велосипеде:

День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар в Ульяновске | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы