Ну что, снова вернемся в 2007 год?
Лаборатория исследования природы порталов, расширение оригинальной вселенной Half-Life, идеально срежиссированная головоломка от первого лица, игра года, по версии кучи игровых изданий - это все о Portal, да.
Хотя на момент выхода никто даже не догадывался, что игра то войдет в историю как образец нетривиального подхода к геймдизайну.
Впечатления
Вот лично от себя сразу добавлю, что уже при первом запуске игра вызывала лавину впечатлений. О каждом игровом аспекте поподробней, итак...
Порталы
Ключевая особенность игры, подарившая ей свое название. Побуду занудой: у нас в распоряжении оказывается устройство, которое позволяет создавать два портала. Вход и выход, голубой и оранжевый. Любой объект, проходящий через порталы, полностью сохраняет свою кинетическую энергию. В целом уже повод для создания игры, но у все раскрывается в пунктах ниже.
Механика игры
Концепция игры крайне проста: есть игровой движок Source с интегрированным физическим движком Havok - так почему мы на основе простейших физических взаимодействий не создать пару задачек для игрока, решаемых распрыжками и переносом кубов? А если еще и задействовать порталы?
Дополнение: есть подозрение, что идея как раз пришла при разработке уровней к HL2, еще в 2004 году. Как пример - пляж перед сражением с маткой муравьиных львов.
Итог известен - местные головоломки вызывают как улыбку, так и скрежет зубов. А это прекрасно.
Персонажи, монологи, стилистика
Эти аспекты просто обрекли игру на успех. Голоса основных персонажей запоминаются надолго, легкое ощущение сюрреализма происходящего не покидает еще пару дней после финальных титров и песни Still Alive.
Драма
Да! Предательство куба-компаньона чего стоит! А уж судьба главной героини, так это вообще оскароносная тема. Если кому то придет в голову экранизировать это, хех.
Дополнение: а в целом... серьезность истории про проведение экспериментов над живыми людьми без их согласия очень высока, но это уже не про игры.
Черный юмор и сеттинг
Один из главных камней преткновения для фанатов вселенной Half-Life. Стоило ли вообще разбавлять настолько атмосферную вселенную дозой весьма смешного, но все же специфического юмора? Причем сеттинг был изменен сразу после выхода второй части Potral и стал каноном. Так как третья часть Half-Life так и не вышла, мы остаемся без ответа на этот вопрос.
Модификации
Для устранения единственного объективного недостатка игры - а это, как известно, ее длина (вся игра проходится плюс минус за 4-6 часов, можно и быстрее) - умельцами выпущены тонны новых уровней и модификаций.
Итоги
Portal - это потрясающая игра-эксперимент.
Да, сеттинг одновременно пугает и смешит, да она очень короткая. Но разработчикам все равно надо выразить огромное уважение, им удалось увлечь новым геймплеем и придумать действительно новую игровую механику.
Личная оценка в 8 из 10. Один бал за техническую составляющую, один за сверхкороткость игры.
Спасибо за прочтение, следите за публикациями!
P.S. Торт - это ложь, а куб-компаньон не будет забыт.