Как теория привязанности влияет на отношения в семье.
Шесть положений теории привязанности Боулби
Джин Мерсер пишет: "в сформулированной Боулби теории привязанности можно выделить несколько четко сформулированных положений об эмоциональных узах между ребенком и заботящемся о нем человеке:
1. Привязанность ребёнка к матери или к другому знакомому человеку, осуществляющему постоянных уход за ним, является проявлением базовой человеческой мотивации, не связанной с удовлетворением физиологических потребностей, таких как голод.
2. Желание быть рядом со знакомыми людьми – это особая потребность, которая несводима к другим типам опыта и составляет естественную и очень важную часть человеческих отношениях.
Даже для взрослых привязанность должна рассматриваться как неотъемлемый, постоянно действующий фактор социальной жизни, а не регрессия к детской зависимости.
3. Все контактные типы поведения ребенка, связанные с социальным взаимодействием, такие как сосание, цепляние, следование, сигнализация другому улыбкой или плачем. относятся к аспектам развития привязанности.
Некоторые элементы поведения привязанности очевидны уже в возрасте до полугода, однако они не соотносятся с каким-то одним конкретным родителем. После полугода младенец начинает ползать и следовать за взрослыми.4.Все они являются также врожденными, инстинктивными типами поведения, присущими человеческому виду в целом. Такое поведение было отобрано в ходе эволюции, поскольку повышает вероятность того. что младенцу будет уделено внимание и оказана необходимая для выживания забота и помощь.
Так, привязанность начинает направляться на конкретных людей, заботящихся о ребенке. С точки зрения эволюции эта небольшая задержка в формировании привязанности – блестящий способ защиты и предохранения от негативного воздействия сепарации в первые месяцы жизни.
Если бы привязанность устанавливалась с первых секунд после рождения, то случаи смерти матерей при родах (не такие уж редкие, особенно в прошлом) наносили бы систематический вред появившимся на свет детям. Ведь велика вероятность того, что тот взрослый, который ухаживает за ребенком в возрасте полугода, будет делать это и в последующие два-три года, предоставляя ребенку возможность для нормального выстраивания эмоциональной связи. Благодаря современной медицине процент смертей матерей при рождении существенно уменьшился, однако выработанный в процессе эволюции механизм остался.
5. Сеперационная тревога является признаком того, что привязанность уже сформировалась, поэтому к ней надо относиться как к нормальному и ожидаемому явлению в процессе эмоционального развития. Обычно стресс ребенка прекращается, как только он воссоединяется с родителем или иным заботящимся о нем человеком. Если же расставание с объектом привязанности произошло внезапно и длится долгое время, то ребенок со сформированной привязанностью не просто испытывает тревогу, но и будет проходить определенные стадии горения, сопровождающиеся определенным изменениями эмоционального состояния.
Хотя печаль ребенка порой выражается очень интенсивно, такое поведение пугает взрослых и вызывает с их стороны поддержку, однако все это – нормальная и даже необходимая реакция на длительную разлуку. Ни сепарационная тревога, ни горе от серьёзной утраты не возникнут до тех пор, пока не будет сформирована привязанность к ухаживающему за ребенком взрослому, а это, как мы уже отмечали, можно ожидать не ранее возраста шести месяцев.
6. Хотя Боулби этот аспект никогда не выделял, но все же важно подчеркнуть, что эмоции и поведение привязанности имеют четкую привязку к возрасту, то есть для них можно указать как верхние, так и нижние границы. Обсуждаемые нами характеристики привязанности никогда не проявляются до полугодовалого возраста, и бесполезно ожидать их, скажем, после трех лет.
Поведение привязанности, первоначально описанное Боулби, типично для периода от позднего младенчества до раннего дошкольного возраста.
Эмоциональные связи видоизменяются вместе с возрастом, а вместе с ними – соотвествующие чувства и действия, как мы увидим в последующих главах.
В более поздних работах Боулби предположил, что поведение и эмоции привязанности связаны с присущей каждому индивиду внутренней рабочей моделью социального мира;
Эта гипотеза позволяет наметить пути изменения привязанности по мере взросления индивида и выхода его из-под власти инстинктов.
Внутренняя рабочая модель – это совокупность воспоминаний, эмоций и мыслей. определяющих ожидания и отношения индивида, которые в конечном итоге обуславливают его поведение. Такие варианты связанного с привязанностью поведения, как предпочтение определенных людей, физическое дистанцирование или сближение с объектом привязанности, поиск помощи и поддержки, выражение горя при расставании и утрате – все они определяются особенностями внутренней рабочей модели.