Приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора». Сегодня мы продолжим разговор о речевых ошибках, которые в определённых случаях таковыми не считаются.
Тавтология (близкое соседство тождественных по значению или однокоренных слов) и повторы — это очень распространённые ошибки не только среди новичков, но и среди опытных авторов. Или всякие «что» и «былы» вылезают не к месту, или синонимов подходящих не находится, или вообще «масло масляное» заливает целые страницы текста.
Но, как правильно отмечают читатели в комментариях к статье о тавтологии — иногда-то можно? Да, иногда можно, а вот когда именно допустимы тавтология и повторы, мы с вами и разберёмся.
Тавтология как неизбежность
Звучит немного депрессивно, но, что поделаешь, даже признавая повторы однокоренных слов ошибкой, не всегда их можно избежать. Поэтому такие нарушения становятся допустимыми. Но это не значит, что в тексте могут быть любые повторы. Есть всего несколько случаев, когда редактор на эту ошибку закрывает глаза.
- Отсутствие синонимов, когда необходимый автору смысл могут передавать только однокоренные слова. Например: «свет от свечи», «закрыть крышкой», «варим вишнёвое варенье», «редактирует книгу редактор» и др.
- Тавтология, связанная с использованием специальных терминов: «словарь иностранных слов», «провода электропроводки», «бригадир третьей бригады» и т. д.
- Изменение значений однокоренных слов, в результате чего они утрачивают родственные связи: «чёрные чернила», «красная краска», «пение петуха» и др.
- Тавтология, возникающая при сочетании русских и заимствованных слов, изначально имеющих одинаковое значение. Например: «внутренний интерьер», «ведущий лидер», «юный вундеркинд».
Подобного следует всё же избегать, хотя многие из этих словосочетаний стали привычными и как тавтология не воспринимаются. Например, «монументальный памятник» или «реальная действительность». И следует учесть, что такие нарушения правил допускаются, но совсем не поощряются. Другое дело, когда тавтология и повторы являются не вынужденными, а осознанными и служат для улучшения качества текста.
Тавтология как стилистический приём
Да, и повторы, и тавтология могут стать очень интересным и полезным литературным приёмом. Но в этом случае одинаковые и однокоренные слова в тексте появляются не из-за лени или невнимательности автора, а выполняют важные функции.
- Повторы могут сделать текст более выразительным за счёт усиления ритмичности. Например: «Как я должен это понимать? Как я должен реагировать на твой поступок? И как я должен терпеть тебя после этого?»
- Усиление экспрессии высказываний благодаря дублированию слов: «горе-горькое», «пропади ты пропадом», «новая новь», «старина старинная».
- Повторы часто участвуют в формировании фразеологизмов, которые за счёт этих повторов становятся экспрессивнее и интереснее: «ходить ходуном», «видавший виды», «сиднем сидеть».
- Усиление выразительности эпитетов: «белым-бела», «черным-черна» «раскудрявые кудри» и др.
- Повторы акцентируют внимание читателей, удваивая значимые для смысла высказывания слова, привнося элемент необычности, нетривиальности в текст: «узаконенное беззаконие», «случаен ли этот случай», «загадал загадку».
- Акцент может делаться на какой-то детали события, пейзажа или образа, как например у Л. Толстого: «Она (Анна) была прелестна в своём простом чёрном платье, прелестны были её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся причёски, прелестны грациозные лёгкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своём оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в её прелести».
- Достижение комического эффекта, когда нарочитая тавтология придаёт пикантность вроде бы обычной по смыслу фразе: «Писатели пописывают, а читатели почитывают», «не смеши меня своими смешинками».
- Важную роль повторы и тавтология играют в фонике текста, то есть в звукописи, когда близкие по звучанию слова создают определённый фон. Особенно это хорошо работает в стихах. Например, у Б. Окуджавы повторы задают ритм марша: «Вы слышите: грохочет барабан. Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней, уходит взвод в туман, туман, туман, а прошлое ясней, ясней, ясней...»
Подведем итог. Конечно, бывают ситуации, когда повторы и лексическая тавтология неизбежны или даже полезны в тексте. Но это никак не оправдывает ошибки тех авторов, которые ленятся искать синонимы, или просто не обращают внимания на построение фраз в тексте. Ошибки, как свидетельство небрежности или незнания, остаются ошибками.
На этом сегодня «заканчиваю дозволенные речи». Увидимся, точнее, почитаемся совсем скоро. Кто не читал первую статью по этой теме, может познакомиться с ней здесь.