Найти тему
#мспживи

Навес безработицы, экосистемы, цифровизация ....

Национальный план восстановления экономики: «навес» безработицы, внешние шоки, безопасный и качественный отдых внутри страны, рост зарплаты 2% в год, цифровизация, экосистемы, часовая ставка, неповышение ставок

23 сентября Минэк представил М.Мишустину проект общенационального плана действий. Документ был подготовлен во исполнение поручения Правительства, на 140 листах, содержит 10 разделов, в общей сложности 500 мер.

Прелюдия к Плану, содержащая особо ценный анализ социально-экономических последствий распространения коронавируса, расписана на 7 листах.

1. Главной стратегией борьбы с эпидемией стало сглаживание пика за счет мер по самоизоляции, социальному дистанцированию, максимальному переходу на удаленную работу и обучение, прекращению или ограничению работы значительной части предприятий и организаций, длительному периоду нерабочих дней с конца марта по середину мая 2020 года.

2. Жесткие ограничения своевременно спланированы и реализованы, и позволили существенно замедлить распространение эпидемии и не допустить высокого уровня смертности.

3. Экономика столкнулась с ограничением предложения и спроса.

4. Соотношение числа работников предприятий, приостановивших деятельность, к общему числу работающих в апреле составил 28%.

5. Снижение ВВП России во втором квартале 2020 г. составил -8% к аналогичному периоду 2019г.

6. Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы и сохранить занятость.

7. В условиях ожидаемого снижения доходов бюджетные расходы не сокращаются, а наоборот за счет реализации антикризисных программ увеличиваются.

8. Регистрируемая безработица на 26 августа составила 3,6 млн. человек.

9. В отпусках без сохранения заработной платы, простое или на неполной занятости на пике находилось 1,2 млн. чел.

10. Ожидается расширение дефицита федерального бюджета в 2020 году в размере до 4,4% ВВП.

11. Смягчение фискальной политики в текущем году ожидается в размере более 9% ВВП.

12. Основные вызовы при реализации Плана чиновники связывают со следующим:

1) закрытие некоторых отраслей образовали «навес» безработицы,

2) закрытие экономики ведет к сокращению инвестиционной активности,

3) восстановление некоторых отраслей не произойдет автоматически при открытии экономики,

4) экономические ограничения создали ряд новых возможностей:

- новые формы занятости и обучения,

- оптимизация регулирования,

- ускоренная цифровизация,

- импортозамещение,

- новые экспортные ниши,

- безопасный и качественный отдых внутри страны,

- новые требования к устойчивости здравоохранения и экономики к внешним шокам.

Цели и показатели Плана:

Цель: выход на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения,

обеспечивающую реализацию национальных целей развития экономики на основе цифровизации, строительства жилья, экспортной ориентации и активного импортозамещения, обеспечение высокой степени устойчивости экономики и системы здравоохранения к возможным шокам в будущем.

Срок: июнь 2020 г. декабрь 2021 года.

Показатели:

• устойчивый рост реальных денежных доходов населения;

• снижение безработицы до уровня не более 5%;

• выход на траекторию устойчивого роста ВВП на уровне не менее 3,0% в годовом исчислении.

Задачи, решение которых позволит достичь целей:

- рост реальной заработной платы на уровне не менее 2,0% в годовом исчислении;

- снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума ниже уровня 2019 года;

- рост розничного товарооборота на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении;

- рост объема платных услуг населению на уровне не менее 3,0% в годовом исчислении,

- восстановление численности занятых в МСП и ИП на уровне 1 квартала 2020 года;

- темпы роста оборота МСП выше темпов роста экономики в целом;

- рост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении;

- опережающий рост валовой добавленной стоимости в отрасли IT и связи в годовом исчислении (выше темпов роста экономики в целом);

- ежегодный рост численности малых и средних высокотехнологических компаний на 10% в год.

- рост несырьевого неэнергетического экспорта на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении;

- рост индекса промышленного производства обрабатывающей промышленности на уровне не менее 2% в годовом исчислении;

- возвращение к траектории снижения показателей смертности, установленной в национальном проекте «Здравоохранение»;

- выполнение субъектами принятых обязательств по снижению долговой нагрузки в соответствии с ранее действующими нормами.

Три этапа восстановления экономики: расти будем быстренько.

Этап 1 – адаптация – июнь-сентябрь 2020 года.

Не допустить дальнейшего падения доходов населения, распространения рецессии на более широкий круг отраслей, стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях.

Результат: прекращение падения, квартальное изменение реальных денежных доходов населения, месячное изменение ВВП, индекса промышленного производства в обрабатывающей

промышленности, оборота розничной торговли, оборота платных услуг не ниже 0% к предыдущему периоду.

Этап 2 – восстановление - октябрь 2020 года – июнь 2021 года.

Обеспечить восстановительный рост экономики и рост доходов граждан и не допустить осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки.

Результат: восстановительный рост экономики , снижение уровня безработицы по сравнению с низшей точкой падения экономики, квартальные показатели ненефтегазового ВВП, реальных денежных доходов населения, достигли уровня не ниже 100% к 2019 г.)

Этап 3 - активный рост: июль - декабрь 2021 года.

Обеспечить устойчивый рост реальных доходов населения и активный экономический рост.

Результат: выход на устойчивые темпы экономического роста в соответствии с целевыми значениями Плана.

План состоит из комплекса мероприятий, однако авторы Плана видят 7 ключевых инициатив:

1. Рост реальных доходов граждан, восстановление занятости и спроса.

2. Поддержка и развитие МСП.

3. Запуск нового инвестцикла и улучшение делового климата.

4. Ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда, в т.ч. на основе цифровизации.

5. Увеличение экспорта и поддержка импортозамещения.

6. Восстановление и развитие пострадавших отраслей.

7. Повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам.

Поскольку нас в основном интересует меры развития и стимулирования предпринимательства, то остановимся на нем подробнее. План предлагает следующие меры:

1. Финансовая поддержка и сокращение издержек субъектов МСП. Если внимательно посмотреть список, то вы увидите, что почти все меры, указанные в нем, уже реализованы. Поэтому, видимо, иных мер финподдержки и сокращения издержек МСП в ближайшей перспективе мы не увидим:

1) предоставление отсрочки/рассрочки по уплате налогов и страховых взносов 2020 г. для субъектов МСП в наиболее пострадавших отраслях за 1 квартал 2020 года,

2) освобождение субъектов МСП в наиболее пострадавших отраслях от платежей по налогам и страховым взносам за 2 квартал 2020 года,

3) уменьшение на 1 МРОТ страховых взносов на ОПС в 2020 г. в фиксированном размере для ИП, занятых в наиболее пострадавших отраслях,

4) предоставление отсрочки платежей по кредитам, предусматривающей перенос сроков уплаты % по кредиту и платежей по основному долгу за период с 1 апреля по 1 октября 2020 года,

5) кредитные каникулы для ИП, чей доход снизился более чем на 30% по сравнению с его среднемесячным доходом за 2019 год, и для субъектов МСП, включенных в перечень наиболее пострадавших отраслей,

6) предоставление прямой безвозмездной финансовой помощи в апреле и мае 2020 г. для наиболее пострадавших отраслей для решения текущих неотложных задач, в т.ч. обеспечения выплаты заработной платы в размере 1 МРОТ на одного занятого при условии сохранения занятости на уровне не менее 90 % численности по состоянию на 1 апреля 2020 года,

7) расширение программы субсидирования доступа к заемным средствам в рамках программы льготного кредитования путем либерализации ряда требований к заемщику и расширения возможности ранее выданных кредитов,

8) предоставление беспроцентных кредитов на неотложные нужды и выплату заработной платы в целях поддержки и сохранения занятости,

9) поддержка занятости в части списания кредита при условии сохранения занятости на 1 апреля 2021 года,

10) увеличение налогового вычета для самозанятых,

11) возврат налогоплательщикам НПД сумм налога, уплаченного за налоговые периоды 2019 года,

12) внедрение механизма поддержки наиболее пострадавших отраслей в целях проведения мероприятий по профилактике коронавируса.

2. Совершенствование фискальных инструментов поддержки развития субъектов МСП.

1) установление условий налогообложения тех, кто утратил право на применение специальных налоговых режимов, предусматривающих плавное увеличение фискальной нагрузки на ОСН,

2) проведение информационно-разъяснительной кампании в целях обеспечения возможности плавного «бесшовного» перехода с ЕНВД на иные налоговые режимы,

3) снижение тарифов страховых взносов для всех субъектов МСП с 30% (1 МРОТ) до 15% (все что выше МРОТ),

4) уменьшение сумм налога, уплачиваемого ИП, применяющими ПСН, на суммы страховых взносов, в том числе уплачиваемых в фиксированном размере, а также с выплат работникам,

5) расширение перечня видов деятельности, в отношении которых при меняется ПСН,

6) отказ от индексации на период 2021 года страховых взносов, уплачиваемых ИП в фиксированном размере,

7) введение коллективного (семейного) патента.

3. Создание экосистемы для комфортной работы и развития МСП.

1) развитие инструментов фондового рынка в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования,

2) повышение возможности СБП в целях снижения их транзакционных издержек за счет расширения числа банков - участников СБП,

3) сокращение и упрощение представляемой финансовой отчетности, а также синхронизация представления такой отчетности,

4) внедрение информационной системы «УСН-онлайн» в целях обеспечения аналитического учета доходов в оперативном режиме и исключения обязанности представления налоговой декларации при меняющими УСН 6%, при применении ими ККТ,

5) обеспечение возможности обмена данными с банками в электронной форме с использованием портала Госуслуг,

6) обеспечение доступа ко всему спектру мер поддержки в режиме «одного окна»,

7) введение института цифровой репутации,

8) расширение факторинговых операций,

9) краудинвестинговая платформа,

10) снижение издержек, связанных с реализацией ПОД/ФТ, путем создания платформы «Знай своего клиента»,

11) развитие придорожной инфраструктуры,

12) совершенствование правового регулирования маркетплейсов .

4. Риск-ориентированный подход к КНД.

1) формирование единых долгосрочных принципов и порядка установления и оценки применения обязательных требований ,

2) актуализация всех обязательных требований , соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), предъявляемых к ведению предпринимательской деятельности, в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» ,

3) закрепление новой системы регулирования КНД, предполагающей внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов контроля, профилактика нарушения обязательных требований, досудебного обжалования принимаемых решений,

4) закрепление новой системы регулирования разрешительной деятельности (реестровая модель),

5) сокращение в 1,5-3 раза сроков получения разрешительных документов,

6) исключение необходимости переоформления лицензии в случаях изменения адреса, наименования организации, места жительства предпринимателя и т.п.,

7) обеспечение внедрения реестровой модели в лицензировании ,

8) оптимизация механизма направления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности,

9) поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие органов контроля и проверяемых лиц при обмене документами,

10) ограничение существенного роста числа проверок в 2021 году по сравнению с 2020 годом, в том числе ограничение оснований их проведения.

Ну и про рынок труда в цифровую эпоху.

Авторы Плана предлагают:

1. Переход на удаленный режим работы без заключения допсоглашений к трудовому договору.

2. Установление минимального размера часовой ставки при привлечении работников на неполное рабочее время на срок до 3 месяцев.

3. Электронный кадровый документооборот в 2021 году для всех работодателей.

4. Утверждение и актуализация критериев разделения трудовой деятельности и деятельности самозанятых.

Как будут улучшать деловой климат.

1. Проведение собраний акционеров и органов управления НКО в онлайн-формате без личного присутствия.

2. Проведение общих собраний участников в 2020 году по вопросам об утверждении годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов в заочной форме, по вопросам компетенции высших органов управления НКО.

3. Продление сроков подписания протоколов по итогам проведения общих собраний акционеров, заседаний советов директоров.

4. Создание механизма осуществления смешанных и совмещенных реорганизаций хозяйственных обществ.

5. Бесплатная процедура внесудебного банкротства гражданина.

6. Временная либерализация правовых последствий банкротства для добросовестных ИП, на которых распространяется действия мораторий, в целях упрощения повторного вхождения в бизнес.

7. Отсрочка до 1 июля 2021 г. в части обязательного оснащения тахографами.

8. Отмена ограничения на установление количества поездок для тяжеловесных/крупногабаритных ТС.

9. Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного /крупногабаритного ТС и согласование маршрута в электронном виде.

10. Отсрочка до 1 октября 2020 г. принятия административной ответственности за неприменение ККТ при реализации проездных документов в общественном транспорте.

11. Отсрочка до 30 октября 2022 г. в части обязательного переноса серверов баз данных, содержащих персональные данные граждан РФ на территорию РФ.

12. Неповышение размера ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2021 год для предприятий, получивших комплексные экологические разрешения .

13. Продление на 1 год сроков действия документов на водопользование.

14. Отмена авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 3-м квартале 2020 года.

15. Сокращение количества рабочих мест, в отношении которых требуется проведение СОУТ, за счет освобождения предприятий низкой категории риска от ее прохождения и установления однократности и бессрочности прохождения СОУТ в случае неизменности производственного и трудового процесса.

16. Сокращение количества категорий работников, которым требуется проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также медицинские осмотры с одновременным прохождением психиатрического освидетельствования.

17. Упрощение порядка прохождения работниками обучения по охране труда, инструктажей по охране труда и про верки знаний требований охраны труда, предполагая возможность дистанционного обучения и контроля его результатов.

18. Исключение дублирования предмета проверок.

Прочитала все 140 листов плана.

Какое-то странное ощущение.

Не могу пока описать его словами.

Как будто это не план, а что-то среднее между отчетом комсомольской ячейки перед Обкомом или Райкомом с одновременным изложением плана на ближайшую пятилетку, которую пройдем за два года.

Одно радует: не знаю как так получилось, но в обновленную версию плана вошла-таки инициатива по облегчению участи предпринимателей в части обязанности проведения СОУТ.

#мспживи

#яхотябыпопробовал