Найти в Дзене
Татьяна Лагеза

Драматический треугольник: жертва-тиран-спасатель

Существует весьма эффективный способ не брать ответственность за свои поступки на себя и иметь право не решать свои проблемы.

Это «Драматический треугольник» по Стефану Карману, последователю Эрика Берна, представляющий собой ловушку созависимости: жертва-тиран-спасатель.

Помыслы жертвы всегда являются благими: она желает создать идеальные отношения, в которых все ее потребности удовлетворяются, и страдает от того, что партнер не хочет помочь ей в этом.

Игру драматического треугольника можно распознать очень легко. В ней участвуют люди, которые жалуются друг на друга, вместо того, чтобы прямо сказать о том, чего они хотят. Как правило, их бесконечные жалобы основаны на поведении других. Главная их цель – заставить другого почувствовать себя виноватым в том, что этот другой им не дал того, чего они хотели. Также могут использоваться непрямые способы – манипулирование человеком, чтобы получить от него желаемое, даже не прося об этом.

Драматические роли этой игры:

Тиран – считает, что во всем виновата жертва. Он сообщает об этом ей, либо спасателю.

Жертва – читает, что во всем виноват тиран. Ищет, кто бы ее спас, чтобы на время превратиться с тирана.

Спасатель – ищет, кого бы ему спасти, чтобы затем превратиться в жертву.

Акт первый.

Взаимодействие между тираном и жертвой.

Акт второй.

Появление спасателя, чтобы выручить жертву.

Акт третий.

Нападение спасателя на тирана.

Начинается новая драма:

Тиран становится жертвой, спасатель – тираном, а жертва занимает положение спасателя.

Так, создается замкнутый круг, где игроки все время меняются позициями, а драма движется, как карусель. Движение карусели поддерживается соревнованием за место жертвы.

В этой игре, требует особого рассмотрения роль спасателя. Спасатель делает для другого нечто такое, что он фактически может сделать для себя сам. Порой спасатели берутся за помощь даже без просьбы и разрешения, также пытаются помочь тем, кто в помощи совершенно не нуждается. Если помощь отвергнут, у него есть повод обидеться и тем самым стать жертвой.

Новая драма на карусели:

Спасатель становится жертвой (его помощь не оценили), жертва – тираном (она упрекает спасателя в том, что он влез, когда его не звали), тиран – спасателем.

И так далее – по кругу.

Эта игра выгодна всем участникам.

Жертва получает право не брать ответственность за свои поступки, а также возможность самоунижения и самобичевания, тем самым подтверждая свою ценность в глаза других и своих собственных.

Тиран получается возможность почувствовать свою важность, могущество и превосходство.

Спасатель возвышается над жертвой, помогает ей сделать то, что она якобы сама не в состоянии, тем самым повышая свою значимость.

Каждый набирает баллы, для того, чтобы возвыситься над другими и ощутить свою значимость, как личности.

В этой тройке каждый находится в зависимости друг от друга, имея характерные симптомы созависимости:

- низкая самооценка,

- ощущение пребывания в ловушке унижающих взаимоотношений,

- потребность в постоянно одобрении и поддержке со стороны,

- ощущение своего бессилия что-либо изменить,

- неопределенность психологических границ,

- ощущение себя в роли мученика,

- неспособность испытывать чувство близости и любви.