Найти тему
Беерот Ицхак

Глава Толдот — Разрушение счастья

Оглавление

«И сказал Эсав: вот, я скоро умру, так зачем мне первородство?» (Берешит, 25:32).

Суть первородства – удостоиться ступени коэнов, стоять и служить Всевышнему, а также удостоиться всех благословений, которыми благословил Творец нашего праотца Авраама, включая все счастье, связанное с ними.

Мы видим, что в любом истинном достоинстве, как, например, быть коэном, вместе со всей наградой и всем счастьем, связанным с ними, есть и приказы, предостережения и наказания, и даже смерть. Поэтому-то Эсав и пренебрег достоинством первородства, сказав: лучше мне получить удовольствие от чечевичной похлебки сегодня, будучи свободным от предостережений и наказаний, и не отдавать себя в рабство служения Творцу, вместе со всеми связанными с этим трудностями, — несмотря на великую награду и большое счастье, ждущие в конце пути.

Здесь и заложено разрушение счастья человека – как Эсава тогда, так и наше сегодня.

Каждый прекрасно знает, что конец злодея – быть отсеченным от Источника жизни, а награда праведников уготована им в будущем мире, но ленится вкладывать, и трудиться, и терпеть все хлопоты, пока не придет время получать награду. Как пишет «Месилат Йешарим» (глава 4): «Есть среди глупцов, ищущих легкой жизни, такие, что скажут: «Зачем так утомлять себя благочестием и воздержанием? Нам вполне достаточно не оказаться среди злодеев, осужденных на пребывание в Геиноме. Мы не станем протискиваться в самый центр Ган Эдена, ведь даже если наша доля там и не будет велика, малая доля нам обеспечена! Этого хватит, и мы не станем утяжелять свою ношу ради большего!»» Такой подход – основа и корень всего зла, и именно это привело Эсава к самым тяжким грехам.

Давайте задумаемся о себе: разве мы не завидуем порой светским людям, которые ощущают себя свободными от заповедей и вообще от любого бремени?

Если такой человек захотел кушать, он заходит в магазин, покупает, что под руку попадется. Съедает, не глядя, и забывает, что поел. А мы?

читать дальше