Найти тему

Философия театральной Калмыкии

Оглавление

С 9 по 11 ноября в Абакане в рамках известного проекта «Большие гастроли» прошли спектакли Национального драматического театра им. Б. Басангова Республики Калмыкия. Межрегиональная программа существует с 2017 года, и благодаря многолетнему опыту обменных гастролей, сложившимся прочным административным и творческим связям, а главное — успеху реализованных проектов публика практически всех регионов страны любит, знает и ждет «Большие гастроли».

Культобмен произошел

Какой бы сложной ни была ситуация в нашем регионе, по всей стране, жизнь театров не может остановиться, не может существовать без «больших путешествий». С 15 по 17 сентября Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» показал на сцене Национального драматического театра им. Б. Басангова спектакли «Ахол», «Сумасшедший Муклай», «Чанар Хус». Калмыцкий зритель принял эти постановки весьма положительно. И вот теперь театр Калмыкии приехал в Абакан, чтобы познакомить со своей историей, ценностями, философией и элементами народного эпоса.

На большой сцене Центра культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева абаканскому зрителю были представлены драматическая фантазия «Араш», драма судьбы «Дождись меня» и музыкальная поэма «Я — Будда».

«Мы с нашим директором, Галиной Борисовной Шураевой, подбирали репертуар для гастролей в Хакасии так, чтобы зрители могли узнать историю, драматические этапы судьбы калмыцкого народа, понять его философию, понять, что такое буддизм и депортация целого народа. Важно, чтобы от нашего пребывания в республике остались яркие впечатления и знания.

Постановки, представленные в афише гастролей, прошли испытание временем и неоднократным участием в международных театральных фестивалях и гастролях по регионам страны», — рассказал художественный руководитель и главный режиссер калмыцкого театра Борис Манджиев.

Гости не раз отмечали, что народ Калмыкии и Хакасию связывает общее историческое прошлое. Чему и посвящен первый спектакль приезжего театра — «Араш». В период с 1943 по 1944 годы прошла депортация калмыков, или операция «Улусы» — принудительная высылка из мест постоянного проживания этнических калмыков в районы Урала, Сибири и Средней Азии.

«К сожалению, современное поколение практически ничего об этом не знает. Не знает, что, добираясь до мест ссылки, люди в больших количествах умирали. Выживали только дети и старики.

Кстати, Баатр Басангов, калмыцкий, советский писатель, драматург, поэт, переводчик и историк, чье имя носит наш театр, был в Абакане в это время. Местные журналисты даже помогли ему устроиться на работу в редакцию газеты «Советская Хакасия», где он проработал, к сожалению, всего месяц. Болезнь взяла свое», — вспоминает генеральный директор Национального театра им. Б. Басангова Галина Шураева.

-2

Режиссерские фантазии

Сами спектакли, по признанию руководства калмыцкого театра, были выбраны неслучайно. Это как первое знакомство — стремление рассказать принимающей стороне об истории, культуре и философии. Заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, заслуженный деятель искусств Азербайджана и режиссер-постановщик Бахрам Османов представил абаканскому зрителю драму судьбы «Дождись меня» по мотивам повести Санджи Балыкова. Это история двух любящих людей на фоне Первой мировой войны, революции и разгорающейся гражданской войны. Будущее предвещало красавице Заламдже (Нина Найминова) и простому сельскому парню Данзану Ностинову (Очир Эрднеев) бесконечное счастье, но в их жизнь ворвалась война, погубив все мечты и надежды. Стала настоящим испытанием их душевных сил, возможностей, веры и любви. Почему драма судьбы? Потому что она, как одна капля огромного моря, в которой отражается не только еще одна история самоотверженной любви, но и трагедия всей нашей многонациональной страны.

А вот с режиссером двух других постановок, Борисом Манджиевым, нам удалось побеседовать лично и узнать, в чем же особенность истории маленького мальчика и принца, который, оставив блага родного дворца, приходит к постижению главного вопроса жизни, на поиск ответа он положил свою жизнь.

— На самом деле спектакль «Араш», которому уже 25 лет, претерпел уже третью редакцию. Время идет вперед, все меняется. Началось с того, что буквально за несколько минут у меня в голове возник сюжет. Собралась труппа, которая, кстати, сформировалась путем слияния драматических актеров и актеров-кукольников, и я на протяжении нескольких дней рассказывал им весь сюжет постановки. Иногда даже играл, импровизировал. Вместе с репликами героев. Поэтому просил записывать, чтобы ничего не забылось. В итоге появилось все то, что наш, а потом и абаканский, зритель увидел на сцене, — рассказал Борис Наминович.

— Так вот почему жанр спектакля определен как «драматическая фантазия»…

— Да, именно так. Даже «режиссерская фантазия». Тогда, на открытии театра, это был эффект разорвавшейся бомбы. Потому что говорить о депортации калмыцкого народа так… Не роняя слезу, не проклиная власть и при этом не жалея себя… Мы говорили об этом на примере одной простой маленькой семьи, смерть которой никто бы даже и не заметил.

Действительно, спектакль «Араш» не говорит об ужасах войны, об отнятых жизнях. Это трогательная история, наполненная фантазиями и цветными снами маленького мальчика Аршана в исполнении заслуженного артиста Республики Калмыкия Очира Такаева. Он ежедневно встречает эшелоны с фронта в надежде встретить своего отца. С ним его мать Цаган (Саглара Гойдыкова), дядя Нимгир (Очир Эрднеев), веселая и добрая соседка Степанида (заслуженная артистка Республики Калмыкия Марина Кикеева). Взрослые понимают, что происходит вокруг, знают жестокую правду, но не решаются разрушить такой добрый, полный отважных героев мир мальчика. Ведь именно эти фантазии помогают маленькой семье жить, забыв, что за окном война и чужбина.

— Кроме тех сцен, когда Аршан представляет своего отца как настоящего богатыря героического эпоса «Джангар», или как сам становится летчиком и побеждает фашистов, было очень интересно наблюдать за общением взрослых. Нимгир рассказывает Степаниде истории о тюльпанах, родных степях и весне уже в феврале…

— Получился некий такой культурный обмен, правда? А ведь он так, по сути, и происходит: через общение, добрые песни, застолья… Сказки, истории о героях передаются из уст в уста… При этом в процессе разговора всплывают некоторые символы нашего народа. А эта сухая веточка, которую Аршан принимает за тюльпан… Она как отражение действительности — незнание молодым поколением нашей истории…

— Однако на сцене много времени проводят абсолютно безмолвные герои. Например, Дирижер… Правда, облик его вызывал больше страх и беспокойство, нежели восхищение.

— Изначально этот персонаж назывался Судьба. Такой вечный, неотвратимый виртуоз. Как в музыкальном, так и в жизненном смысле. Кстати, чтобы создать ощущение зимы, холода за окном, мы использовали не только танец, но и соответствующую музыку — произведение Вивальди «Зима». Поэтому наш Дирижер в исполнении заслуженного актера Республики Калмыкия Баатра Санжиева одет не в национальный костюм. Вся часть актеров, играющая без слов — это то, на чем держится наша постановка. Они создавали атмосферу, образ спектакля. Ответственность на актерах была огромная.

Можно ли об этом говорить? Нужно!

— Борис Наминович, ваш спектакль открыл в Абакане «Большие гастроли», и вы же их закрыли. Музыкальная поэма «Я — Будда». Вы обратились к истории жизни известнейшей фигуры буддизма…

— Может, сначала это и звучало слишком смело. Но ведь каждый может прочесть эту фразу по-своему. Задумка была в том, чтобы зритель, посмотрев на это произведение, начал задумываться. И возникает такая провокация, что если я могу пройти такой путь, буду с рвением и желанием двигаться к этой цели, то я стану таким, как Сиддхартха Гаутама, то есть Будда. Но, к сожалению, до сегодняшнего дня никто пока такой путь не прошел. Поэтому Будда остается для нас человеком, который смог это сделать. Именно человеком, а не идолом!

— Историю Будды кто-то знает, кто-то при желании может ее найти в Интернете. Жизнь этого человека, который родился принцем — основа вашей постановки. Но в чем же ее особенность?

— Во-первых, раз это музыкальная поэма, то в ней актеры много поют и говорят стихами. А во-вторых, эта история очень похожа на жизнь Моцарта и Сальери. Есть сам Сиддхартха (Будда), которого играет Эренцен Авяшкиев, есть Девадатта, брат Будды (Очир Такаев), и есть люди, окружающие их, потом встречающиеся на пути. И за всей их жизнью наблюдает актер Чингиз Тепкенкиев в облике Мара — дьявола. Он подстрекает братьев выйти за пределы дворца, показывает Сиддхартхе правду жизни, пытается сбить его с намеченного пути и не дает покоя Девадатте, который всю жизнь завидовал брату. Кстати, еще одним действующим лицом постановки можно назвать музыку.

Прежде чем приступить к работе с актерами, мне самому нужно было погрузиться в эту историю, попробовать увидеть некоторые вещи глазами Будды. И только потом объяснять актерам их задачу. Мы играем этот спектакль с 2016 года, чувствуем, что не только сами становимся просветленными, но и наши зрители начинают задумываться. Сейчас, да и всегда, человеку нужно проявлять понимание, доброту и любовь ко всему, что его окружает.

Большие гастроли Национального драматического театра имени Б. Басангова прошли под нескончаемый поток аплодисментов. Абакан, Хакасия все три дня долго-долго не отпускали актеров со сцены. Знакомство произошло, и это начало большой и крепкой дружбы.

Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото автора