Сатирический журнал "Будильник" выходил в России с перерывами с 1865 по 1917 годы и славился не только своими яркими и меткими карикатурами, но и публиковавшимися в нём рассказами Чехова, очерками Гиляровского и других авторов. С изданием сотрудничали талантливые художники и даже известный архитектор Фёдор Шехтель. "Будильник" называли лучшим юмористическим изданием после "Искры", занимающимся серьезными вопросами.
В одном из номеров журнала опубликована вот такая неприглядная карикатура на типичных жителей Москвы.
Кто населял столицу больше ста лет назад, по версии "Будильника": "уличный Васька, торгующий в разнос квасом и другими отравами, замоскворецкая жиличка, московский банщик, купеческий приказчик.
Во втором ряду идут "лихач Пётр, друг пшютов и этих дам, трактирщик Митрич, трактирный половой и хитровец - герой дна". Если кто-то не в курсе, то хитровцами называли жителей Хитровской площади - самого криминального района Москвы тех времён.
В нижнем ряду "постера" представлены "модный литератор, купеческий саврас, кухарка Василиса и извозчик Ванька, одинаково ругающий и свою клячу и своего седока". Из всех представленных типов, пожалуй, самыми живучими оказались модный литератор и извозчик, которого переименовали в таксиста.
Забавная карикатура вышла на курортников, отдыхающих "на водах" в начале 20 века.
Журнал "Будильник" как и многие другие прекрасные СМИ стал жертвой революции и прекратил своё существование в 1917 году. Смешно, что большевики всегда обличали царскую власть за цензуру, но, дорвавшись до управления страной, повели себя не лучше, а может даже и хуже.
Ещё больше обидно, что жанр карикатуры, приспособившийся даже к реалиям жизни в СССР, в новой России не нашёл себе места.