Найти тему

Мастер птичьего тверка

Жизнь на бегу. Фото автора.
Жизнь на бегу. Фото автора.

Ласково плещет волжская волна, тысячами блесток переливается рябь от легкого ветерка. Только что начались первые в моей жизни каникулы и мы с мамой приехали отдыхать в деревню. Мы сошли с небольшого теплохода, совершающего пригородные рейсы и по сходням причала идем на берег. Облокотившись на деревянные перила, мама показывает мне маленькую птичку, бегающую у самого уреза воды и смешно покачивающую довольно длинным хвостиком. «Смотри, это трясогузка. А называется она так потому, что постоянно трясет своим хвостом». Далее, смеясь, она в детских терминах объяснила, что обозначает незнакомое мне слово «гузка».

Слова «тверк» в нашем языке тогда еще не было, да и танца такого тоже никто не знал. Специалисты, кстати, до сих пор не до конца понимают, с чем связана приплясывающая походка этой птички с постоянным покачиванием хвоста. Возможно, качающийся длинный хвост уравновешивает птичку на бегу, когда надо много наклоняться и хватать мелких насекомых с поверхности почвы или с листьев трав. Балансир в виде длинного хвоста в этом случае помогает держать равновесие, так же как шест канатоходцу.

С тех пор, где только не встречал я эту птичку. И на берегах тихих озер среди безлюдных болот, и на глухих лесных речках, и на лесных опушках, и в городских парках и на улицах деревень. Почти всюду она тесно связана с водой. И не важно трясогузке, какой величины водоем – это может быть и огромное водохранилище и деревенский пруд с позеленевшей водой и крохотная лесная речка и даже просто большая лужа в придорожном кювете – лишь бы была вода и живущие около нее насекомые. Конечно же, могут трясогузки жить и без водоема, но у воды им явно комфортнее. А еще лучше себя чувствуют трясогузки, если у водоема есть камни, открытые песчаные или галечные россыпи, лужок с низкой травкой или стриженый газон. Не может трясогузка охотиться в густой высокой траве, продираться в травяных джунглях совсем не ее стихия. Да и перелетать с ветки на ветку, как мухоловки или горихвостка она тоже не любит. Охотится трясогузка на бегу, стремительно склевывая мелких насекомых с травинок и с поверхности почвы.

В период выкармливания птенцов – склевывает и не глотает, а собирает их в таком количестве, что кажется будто она держит во рту пучек пакли – так много комариных и жучиных ножек свисает по обеим сторонам клюва. Но добывают трясогузки не только мелких букашек. Любят они охотиться и на стрекоз и крупных бабочек. Однажды весной в стеклянной банке из собранной в предыдущем году и окуклившейся на зиму гусеницы вылупилась крупная бабочка – сосновый бражник. Рассмотрев, определив и сфотографировав его, мы решили выпустить нашего сидельца на свободу. Крылья бражника полностью окрепли, он уверенно раскрывал их, мелко вибрируя, готовый подняться в воздух при первой возможности. Мы вынесли банку во двор и, сняв марлю, наклонили банку. Бабочка выпорхнула и отправилась в свой первый в жизни полет. Она летела несколько неуклюже, хотя и набирала постепенно высоту. Но первый полет оказался и последним. Сидящий на камнях альпийской горки самец трясогузки тут же среагировал на неуверенный полет бабочки, определив легкую добычу. Стремительно взмыв в высоту, он догнал бражника и, схватив его, спикировал на крышу дома. Вскоре по ветру уже летели оторванные крылышки, а довольный самец трясогузки с удовольствием заглатывал свою добычу. Так же легко расправляются трясогузки со стрекозами, подкарауливая их на открытых берегах луж и прудов. Места их постоянных охот нередко бывают просто усыпаны стрекозиными крылышками, словно слюдяными блестками. Но у трясогузок, обитающих в наших садах и огородах в питании всё же преобладают мелкие насекомые, среди которых большинство относится к вредителям. Вот почему трясогузка – один из лучших защитников наших приусадебных участков. Бегая между рядами растений на грядках, она склевывает вредителей, освобождая нас от необходимости борьбы с ними. Конечно, ядовитых колорадских жуков трясогузки не трогают, но луковых и морковных мух, а также бабочек совок, пядениц, огневок и их гусениц, мелких жучков-листоблошек собирают с удовольствием и в большом количестве. За летний день пара трясогузок для себя и своего выводка вылавливает столько насекомых, сколько поместится в двух сложенных лодочками ладонях взрослого человека, что превосходит по весу обоих партнеров.

Скромный наряд трясогузки изыскано-изящен. Выдержанный в строгих черно-белых тонах, с оттенками серого на спине и брюшке, он позволяет безошибочно определить эту птицу, которую знает, наверное, каждый. Приглядевшись к паре трясогузок внимательнее, можно отличить самца, выделяющегося бо́льшим по площади черным нагрудником, захватывающим горло и грудь, и самку, с небольшим нагрудником и белым подбородком.

Тягу к воде, каменистому ландшафту и невысокой растительности белые трясогузки проявляют на всем пространстве своего ареала, охватывающего почти все природные зоны Евразийского материка, от тундры до тропических лесов. Сочетание этих элементов обеспечивает оптимальные для вида условия, свидетельствуя о его горном происхождении. Скорее всего, изначально вид сформировался в долинах горных рек, в каком-нибудь изоляте, возможно, отрезанном от равнин ледниками. Приобретенные качества способствовали конкурентному преимуществу и на равнинах, куда трясогузки стали расселятся с отступлением ледника. Несмотря на высочайшую экологическую пластичность и хорошую приспособляемость к самым разнообразным местообитаниям, в генетической памяти вида, надо полагать, сохранился облик ландшафта горного, с камнями и текущей водой. В какой-то степени это подтверждается и нашими наблюдениями. Так, на приусадебном участке вокруг нашего дома в заповеднике ежегодно обитает пять- шесть пар белых трясогузок. Гнезда они устраивают в любых подходящих укрытиях: в поленницах дров, под кучами хвороста, под тентом, закрывающим стоящий во дворе вездеход-болотоход, под капотом машины, иногда в искусственных гнездовьях. Соответственно, вблизи гнезд расположены их охотничьи участки, где птицы добывают себе корм. Весной, вскоре после прилета, происходит дележ участков. В яростных схватках самцы пытаются отстоять свое право на обладание лучшими охотничьими угодьями. При этом самые яростные бои происходят за участок с альпийской горкой и небольшими искусственными прудиками у ее подножия. Этот уголок горного ландшафта оказывается неудержимо привлекателен для трясогузок и, в конечном счете, всегда достается наиболее сильному самцу. Остальные же вынуждены довольствоваться кто лесной опушкой, кто полянкой за дровяником, кто огородными грядками. Надо отдать должное трясогузкам за то, что они не охраняют строго весь свой охотничий участок, изгоняя конкурентов лишь с территории, непосредственно примыкающей к гнезду. Именно поэтому птицы из соседних пар иногда могут вместе охотиться и находиться на особо привлекательных для них территориях.

Показателем высокой пластичности трясогузок может служить их способность не просто гнездиться вблизи человека, но использовать для гнезд самые необычные места, куда других птиц и заманить-то невозможно. Главное, чтобы выбранное место было закрыто, защищено почти со всех сторон, представляя в общем смысле некоторую нишу или грот. Мы не раз наблюдали, как трясогузки устраивали гнездо под бортом стоящей у причала моторной лодки. Для успешности этого начинания важно, чтобы судно хотя бы несколько дней не уходило в плаванье во время строительства гнезда и в период насиживания. Но если птенцы в гнезде уже вылупились, то кратковременные поездки не наносили птицам особого ущерба. Оба родителя терпеливо ждали возвращения уплывшего гнезда и сразу же по прибытии с утроенной энергией начинали кормить проголодавшихся птенцов. Однажды пара трясогузок, гнездившаяся раньше в пустотах поленницы дров, устроила гнездо под капотом припаркованного у дровяника автомобиля.

Гнездо в моторном отсеке уазика. Фото автора.
Гнездо в моторном отсеке уазика. Фото автора.

Причем мы не сразу это обнаружили, продолжая использовать машину для кратковременных поездок. Гнездо находилось в непосредственной близости к работающему двигателю, среди идущих от педалей тяг и шлангов , но это никак не отразилось на птенцах, сидящих в круглом лоточке, выстланном травой, корешками и птичьими перьями. Ни одна птица, кроме белой трясогузки, не проявляет такой доверчивости к сооружениям и транспортным средствам человека.

В гнезде орлана-белохвоста. Фото И.А. Кузнецова.
В гнезде орлана-белохвоста. Фото И.А. Кузнецова.

Возможно это связано с тем, что, трясогузки, в качестве места для гнезда, издавна используют огромные гнезда крупных хищных птиц, таких как скопа, беркут или орлан-белохвост. Их гнезда, как правило, сложены довольно рыхло, состоят из крупных сучьев, с множеством пустот между ними. Вот в этих пустотах, прямо в толще орлиной постройки и делают свое гнездо трясогузки. Выгода здесь двойная – во-первых, никакой враг не сможет добраться до птенцов, находящихся под защитой пернатых хищников. Во-вторых, здесь всегда есть корм, поскольку множество мух собирается к гнезду скопы или орлана, привлеченные остатками их добычи и запахом помета, щедро разбрызгиваемого птенцами орлов. Ну, а хозяевам огромного гнезда, трясогузки, в качестве объектов питания совершенно не интересны, их птенцам они не мешают, на их добычу не претендуют.

Конечно же, трясогузкам в этой ситуации надо проявлять изворотливость и хитрость, поскольку подросшие птенцы хищников начинают интересоваться всем, что движется и попадает в их поле зрения. Однако ни ловкостью, ни быстрой реакцией птенцы хозяев еще не обладают, предпочитая просто отслеживать стремительные суетливые движения трясогузок вокруг себя. Незабываемое впечатление производят птенцы орлана, синхронно поворачивающие головы с огромными крючковатыми клювами вслед за крохотной птичкой, бегающей по краю гнезда и бесстрашно выхватывающей мух прямо у них из-под носа. Привычка жить с опасными соседями, возможно, способствовала переходу к гнездованию вблизи человеческого жилья, в человеческих сооружениях и транспортных средствах. Ведь человек для трясогузки не более опасен, чем орлан, а пользы от соседства с ним она извлекает не меньше, чем от близости хищника. Среди хозяйственных построек и вблизи человеческого жилья гораздо меньше вероятности стать добычей ястреба-перепелятника или соколов чеглока и дербника, которые нередко ловят трясогузок в природе. Конечно же при этом возрастает опасность от постоянного спутника человека – вездесущей домашней кошки и также постоянного его соседа – серой вороны. Но тут трясогузке помогает ее способность устраивать гнезда в укрытиях, часто в глубоких нишах с узкими входами, куда эти разбойники пробраться не могут.

Некоторые пары трясогузок могут вывести в течение лета два выводка, при этом каждый раз устраивая новое гнездо, расположенное, как правило, неподалеку от первого. Однажды мы наблюдали вылет птенцов второго выводка из гнезда на земле, в самой гуще веток казацкого можжевельника на альпийской горке. Птенцы покидали гнездо очень быстро, вылетая по одному, с интервалом не более пяти-десяти минут. Сначала у гнезда находились оба члена пары. Затем, самка сопроводила первого вылетевшего птенца, как бы показывая ему дорогу к ближайшему кусту орешника, в глубине которого он и остался сидеть, приходя в себя после совершенного подвига. Самка сидела рядом с ним, организуя «пункт сбора» выводка, при этом постоянно подавая короткие звуковые сигналы, обозначая место, где должны собираться отпрыски. Самец в это время находился непосредственно рядом с гнездом, подбадривая и как бы выманивая птенцов, не забывая при этом зорко следить за всей обстановкой вокруг. Тем временем, из гущи можжевеловых веток выглядывал, выбираясь следующий птенец. Подбадриваемый сидящим рядом отцом, он вспархивал и прямиком летел в направлении сигнала матери, присоединяясь к ней и к первому птенцу. Таким образом, в течение менее получаса, из гнезда вылетели все четыре птенца и родители продолжали кормить их уже за пределами гнезда. Спустя несколько дней вся компания перекочевала на берег Мологи, начав вольную бродяжью жизнь. До самого отлета осенью стайки трясогузок держатся по берегам водоемов, склевывая мелких насекомых на урезе воды и в прибрежной зоне.

Как и многим другим птицам, трясогузкам свойственно возвращаться осенью к своим гнездовым участкам, которые они обычно покидают после вывода молодняка. Чаще всего прилетает один самец, он как бы запоминает еще раз всю обстановку вокруг и прощается со своим домом до следующей весны. Но до нее еще надо дожить, преодолев долгий путь до южной Европы и северной Африки, где зимуют наши трясогузки, и вернуться обратно. Множество опасностей ждет птиц на этом пути и неизвестно, вернется ли наша трясогузка на свой участок в следующем году.

Спасибо, что вам интересна эта история!

Подписывайтесь на мой канал и первыми узнаете о новых публикациях.

Не забудьте поставить «Лайк».

У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях, я буду рад почитать их, ответить на ваши вопросы.