Если главы 6-8 показывают центральное событие повести, а именно "пугачевщину" вблизи и в деталях, то главы 9-12 - изображение последствий пугачевщины для любовной истории главных героев. Именно в этих главах, благодаря нешуточным испытаниям, развивается и крепнет взаимное чувство Маши и Гринева. Но также особенно глубоким становится образ Пугачева, который сыграет роль не столько опасного и чуждого "злодея" (в противовес предыдущим главам), сколько спасителя для героя. Он будет здесь показан с нового ракурса - совсем вблизи, и словно из глубины его души.
Глава 9. Разлука
Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой. (Херасков).
Эпиграф предсказывает разлуку Гринева с Машей. Пугачев назначает командиром крепости Швабрина, "Марья Ивановна впала в горячку", и Гринев решает отправиться в Оренбург, чтобы скорее освободить ее и всю крепость.
Выходка Савельича (предоставление Пугачеву реестра захваченных у них вещей) не прошла без пользы: Гринев было отправился в Оренбург пешком, но их бывший урядник передает им дары Пугачева.
«Ваше благородие! Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчинный тулуп)".
Савельич заключает главу поговоркой: "с лихой собаки хоть шерсти клок".
Итак, в главе показан отъезд Гринева в Оренбург и щедрый подарок Емельяна тому, кто принародно отказался ему присягнуть. Без коня и шубы главный герой вряд ли бы добрался по зимней степи до оренбургского генерала.
Глава 10. Осада города.
Заняв луга и горы,
С вершины, как орел, бросал на град он взоры.
За станом повелел соорудить раскат
И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град. (Херасков)
Эпиграф повествует об осаде города, что передает вкратце содержание этой главы: Оренбург осажден Пугачевым. Благодаря этому эпиграфу автор подчеркнул орлиную, могучую сущность Пугачева. Он победно шествует по уральским степям, это час его славы.
Приехав в губернский город, Гринев видит равнодушие генерала к событиям и смертям, происшедшим в Белогорской крепости. Узнав о гибели верного коменданта и его супруги, он продолжает спокойно заниматься своей садовой работой. Так, мы понимаем, что это эгоистичный, внутренне мертвый человек.
Так называемый «военный совет» Оренбурга показан рассказчиком в сатирическом ключе, поскольку его участники совершенно очевидно беспокоятся лишь о своих личных интересах (как бы их не заставили воевать да рисковать своей жизнью). Поэтому они все желают одного - спокойно отсидеться в стенах города, спасая свою шкуру и ожидая прибытия центральных войск от Екатерины.
Поэтому "военный совет" ( в котором нет ни одного военного, кроме генерала) отвергает предложение Петра Гринева атаковать бунтовщика . Генерал поддерживает их, принимая неправильное решение пассивно ожидать пришествия Пугачева и выдерживать осаду города, вместо того чтобы идти в смелое наступление:
(...) сия осада по неосторожности местного начальства была гибельна для жителей, которые претерпели голод и всевозможные бедствия.
Осада города оказалась весьма тяжела, потому что Пугачев отрезал для города пути сообщения. Поэтому начались страшный голод и подорожание товаров.
Но Гринев находится в числе тех, кто не может сидеть сложа руки, он устраивает боевые вылазки против пугачевских казаков. Благодаря этому он получает и весточку от капитанской дочки: передает ее казак Максимыч бывший урядник Мироновых, в тот момент, когда Гринев его чуть было не убил.
Будучи противниками, они встречаются как старые знакомые и оба радуются встрече, вместо того чтобы убивать друг друга. Оказывается, урядник Максимыч неравнодушен к горничной Маши Мироновой, девке Палашке, которая вовсю управляет казаком. Поэтому Максимыч взялся передать письмо Маши ко Гриневу. Здесь автор показывает, что несмотря на войну, начатую Пугачевым, люди из разных лагерей сохраняют между собой простые человеческие связи. Да и сам Емельян остается прежде всего человеком, свидетельство этому - его отношение к Петру Гриневу.
Маша оповещает Гринева в этом письме, что через три дня Швабрин, который держит ее под караулом, насильно возьмет ее в жены.
Гринев, впадая в отчаяние, безрезультатно просит генерала начать освобождение Белогорской крепости. Генерал отказывает вступать в бой с Пугачевым, мотивируя это сложными объяснениями с военными терминами, но на самом деле он просто не хочет вкладываться в борьбу и жертвовать собой и своими войсками.
Глава 11. Мятежная слобода
В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» —
Спросил он ласково. (А. Сумароков)
Эпиграф резюмирует содержание главы: Гринев вновь попадет в «вертеп» самозваного царя и встретит у него радушный прием. Ласковость льва показана в эпиграфе в ироническом ключе: она объясняется его сытостью. Пугачев, довольный своими успехами, не только не причинит зла Гриневу, но и окажет ему огромную услугу.
Ключевой поступок главного героя
Не получив никакой помощи и толку от генерала, Гринев сам отправляется в Белогорскую крепость. Он решается единолично спасти Машу или же погибнуть. Мы видим, что Гринев незаметно вырос и возмужал. Он уже давно не беспечный ребенок, которым управляют другие люди, а воин, попавший в ситуацию довольно сложного жизненного выбора. И он оказался способен даже не просто жертвовать жизнью по воле долга, а принимать собственные рискованные решения:
«Я должен ехать, я не могу не ехать. Не тужи, Савельич: бог милостив; авось увидимся! Смотри же, не совестись и не скупись. Покупай, что тебе будет нужно, хоть втридорога. Деньги эти я тебе дарю. Если через три дня я не ворочусь...»
Но Савельич не согласен оставаться без своего воспитанника. Преданность Савельича напоминает нам верность Василисы Егоровны из предыдущей главы, которая тоже отказалась покидать крепость, заранее согласившись погибнуть вместе с мужем.
Итак, вместе с Савельичем они отправились в более чем опасный путь по равнине, занятой войсками бунтовщика. Гринев лихо ускакал от пятерых казаков, встреченных ими, но Савельич не смог. Тогда Гриневу пришлось вернуться и сдаться (в этом поступке опять виден верный, надежный характер героя, его взаимная привязанность к своему слуге), и их повели как пленников к Пугачеву.
Все время помня доброту Гринева во время их первой встречи посреди бурана, Пугачев и здесь к нему очень благосклонен. Один из наперсников самозванца, его "фельдмаршал" Белобородов советует немедля казнить Гринева за его принадлежность враждебному лагерю. Но Пугачев выше своих подчиненных еще и в том, что человеческие интересны ставит выше любых распрей и любых конфликтов. Он говорит Белобородову:
"Слушай, фельдмаршал! Мы с его благородием старые приятели".
Он обещает Гриневу наказать Швабрина и лично женить Гринева на Маше.
И здесь во всю силу развертывается внутренний конфликт в душе героя: он оказывается должен человеку, которого склонен считать "злодеем":
Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.
— Что ж? — спросил Пугачев. — Страшно тебе?
Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.
Пока герои едут в тройке в Белогорскую крепость, чтобы освободить Машу, они завязывают ключевой диалог для того, чтобы понять мотивы пугачевского восстания. Пугачев признается:
Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.
Итак, Пугачев понимает, что его самозваное положение непрочно и «царствовать» таким образом ему осталось недолго. Окружение его слишком ненадежно, и он столь же одинок и обречен, как и разбойник из его любимой песни. Гринев высказывает удивление, зачем же добровольно Пугачев идет на свою верную гибель.
Тогда Пугачев рассказывает Гриневу иносказательно (через калмыцкую сказку) о том, что пожить волей и по-царски хоть чуть-чуть для него важнее, чем жить в рабстве и нищете спокойно и долго. Но Гринев не может его понять, ведь он дворянин, причем из состоятельной семьи, и проблемы закрепощения или бедности для него не существует. Поэтому он отвечает дерзко:
Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.
Пугачев ничего не отвечает на это и, по своей традиции, никак не наказывает героя за смелое высказывание. Наоборот, он намерен помогать Гриневу, и глава заканчивается их приездом в Белогорскую крепость с целью освобождения невесты Гринева.
Глава 12. Сирота
Глава является счастливой развязкой для отношений Гринева и Маши. Пугачев освобождает Машу из-под караула и гнета Швабрина.
Когда они идут в светлицу, где содержится Марья Ивановна, то мы видим страх Швабрина, ему стыдно за то, что они там увидят. Пугачев же намерен установить справедливость, он решителен и неумолим. Гринев полностью поглощен переживаниями о том, в каком состоянии находится его невеста. Перед ними предстала картина жестоких условий, в которых она была как заключенная:
Пугачев освобождает Машу из-под караула и гнета Швабрина, поскольку считает неправедным делом обижать сирот. Ему нравится чувствовать себя добрым, милосердным царем:
Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь.
Но он еще не знает того, что она вовсе не "племянница попадьи", а дочь капитана Миронова, им казненного. Швабрин спешит поставить Пугачева в известность, тем самым отдавая девушку на смерть. Однако, получив объяснение от Гринева, Пугачев засмеялся:
Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их.
Тогда Гринев просит у Пугачева отпустить их вместе с Машей. Гринев обращается к нему как к человеку, и беседует как равный с равным, от сердца к сердцу:
Как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу... Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души...
Таким сердечным и доверительным обращением Гринев вызывает в предводителе восстания ответный добрый порыв сердца:
Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. «Ин быть по-твоему! — сказал он. — Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»
Эпиграф, взятый из свадебной песни, поет о невесте-сироте, какой и является Марья Ивановна:
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то ее некому,
Благословить-то ее некому. (Свадебная песня).
Конец главы кладет конец и злоключениям Маши. Причем счастье главного героя настолько велико, что он не желает выражать даже в своем прощальном взгляде на Швабрина никакого злорадства, ни даже упрека, а просто отводит взгляд:
У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону. Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость.
Итак, глава 12 привносит наконец светлый оттенок надежды в жизнь главных героев.