В октябре 2020 года правительство утвердило правила определения новых инвестиционных проектов, которым государство может помочь в развитии транспортной, энергетической, коммунальной и инженерной инфраструктуры. На ее создание в 2021–2024 годах могут быть направлены средства, высвобождаемые в результате погашения региональных бюджетных кредитов.
Из нового обзора можно узнать, каким регионам может оказаться полезен этот инструмент, а каким он пока совсем не нужен, на какой объем дополнительных средств может рассчитывать инфраструктура.
- С учетом обязательств регионов погашать задолженность по бюджетным кредитам в 2021–2024 годах на 5 % в год, по нашим расчетам, объем бюджетной поддержки с помощью нового механизма может составить до 210 млрд руб. за четыре года. Это дополнительные 2,5 % от общего объема бюджетных инвестиций в инфраструктуру ежегодно. Подобное значение не ограничивает объем инвестиций в сами проекты, который может быть кратно выше.
- По данным на 1 октября 2020 года, лидер по объему взятых бюджетных кредитов — Татарстан (84,3 млрд руб.). Объем его заимствований больше, чем, например, у всех регионов Дальнего Востока (77,2 млрд руб.). В тройку лидеров входят также Краснодарский край (58,8 млрд руб.) и Свердловская область (33,8 млрд руб.). На топ-10 регионов с наибольшим объемом бюджетных кредитов приходится 34,3 % подобных заимствований всей страны.
- Больше всего бюджетных кредитов у регионов Приволжского (295,8 млрд руб.) и Центрального федеральных округов (209,3 млрд руб.). Меньше всего заимствуют из федерального бюджета регионы Урала (48 млрд руб.). Наиболее близки объемы взятого бюджетного кредита к доходам региона в Мордовии, Хакасии и Калужской области.
- Шесть субъектов федерации — Севастополь, Сахалинская область, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа — не смогут воспользоваться высвобождаемыми за счет погашения долга средствами, поскольку в их портфеле заимствований вообще нет бюджетных кредитов. Впрочем, Сахалин из‑за дефицита бюджета планирует прибегнуть к банковским и бюджетным кредитам в ближайшие три года. Практически все эти регионы способны использовать сложные финансовые инструменты для запуска проектов.
- Наибольший эффект для инфраструктуры могут получить регионы, имеющие бюджетные кредиты на сумму более 25 млрд руб. Такие субъекты федерации, как правило, обладают опытом запуска проектов и вместе с тем нуждаются, например, в развитии транспортной инфраструктуры. Регионы с кредитами менее 10 млрд руб. в основном обладают не таким богатым опытом в этой сфере. На наш взгляд, им будет сложнее воспользоваться новым механизмом получения поддержки.
- По нашей оценке, первая версия перечня новых инвестиционных проектов, предложенных регионами, может появиться в январе-феврале 2021 года. Собирать его будет Минэкономразвития, а принимать решение о включении проекта в список — президиум правительственной комиссии по региональному развитию.
Читайте полную pdf-версию обзора, а также другие аналитические материале на сайте infraone.ru.