Напомним, что Нахичеванская автономная республика (НАР), где живут азербайджанцы, 30 лет назад из-за карабахского кризиса фактически лишилась сообщения с Азербайджаном. Тогда Армения захватив его районы вдоль границы с Ираном, заблокировала железную дорогу, ведущую из Баку в Нахичевань и перекрыла сухопутные пути.
Поскольку сообщения по земле было полностью прекращено, жители автономной республики могли добираться в Азербайджан только воздушным транспортом. Для этого самолеты летали каждый день, и билетов на ближайший рейс обычно не было. Еще оставалась возможность сообщаться в обход Армении через Иран или Турцию. Визы для жителей Нахичевани и Азербайджана для въезда в эти страны не требуются.
Ситуация полностью изменилась после того, как 10 ноября Ереван и Баку при посредничестве Москвы подписали соглашение о прекращении войны. Глава Армении Пашинян был вынужден пойти на это, поскольку азербайджанская армия захватила город Шушу. Он расположен на возвышенности в десяти километрах от Степанакерта - столицы Нагорного Карабаха.
Соглашение предусматривает отказ Армении от территорий к югу от Карабаха, которые она захватила в 1994 году. До этого там проживали в основном азербайджанцы. Им пришлось бежать с этих земель, которые так и остались с того времени малозаселенными. Нагорный Карабах сохранил примерно одну треть своей довоенной территории. Пока нет ясности с его статусом. Для поддержания мира в этот регион были введены российские миротворцы.
Главное, что получила Нахичевань от победы это транспортный коридор через территорию Армении в Азербайджан.
Его раньше никогда не было. Такой коридор очень важен, в том числе и для Баку, поскольку связывает Азербайджан с главным его союзником Турцией. Напоминаем, что Нахичевань имеет несколько километров общей границы с турками.
Теперь, когда Азербайджан восстановил контроль над утерянными районами вдоль Иранской границы, а Армения дала согласие на проход через свою территорию, остается организовать этот коридор. Он уже получил наименование «Мегринский» по названию армянского города Мегри, расположенного на его пути.
Судя по всему, азербайджанцам предстоит восстановить прежнюю железную дорогу. Ведь рельсы и шпалы за эти годы давно растащили, а мосты разрушили. Также надо будет построить новую автомобильную дорогу. Сделать это помогут быстро и качественно турецкие строители.
Безопасность проходящих по армянской территории дорог, это примерно 40 км, будут обеспечивать российские пограничники. Они здесь на границе с Ираном находятся с давних пор. В городе Мегри расположен наш погранотряд.
Сухопутный коридор между Нахичеванью и Азербайджаном окажет положительное влияние на хозяйственную жизнь не только этих двух стран, но и всего региона в целом. А для Турции фактическое открытие границы с Азербайджаном и прямой путь к своему союзнику в Закавказье имеет стратегическое значение.