Лучше всего витражи и другое убранство интерьеров сохранилось не в доходных домах Петербурга, а в особняках, занятых учреждениями.
Даче княгини Кугушевой на Каменном острове, построенной в 1895 году архитектором К. Г. Прейсом, в этом смысле не повезло.
После революции и до 1971 года тут были коммуналки.
Что не присвоили жильцы, разрушил капремонт, после которого в школу въехала детская художественная школа им. Б. М. Кустодиева.
Благодаря доброжелательности администрации школы нам удалось туда попасть и детально осмотреть то, что сохранилось.
Нас здесь очень тепло встретили, с пониманием отнеслись к задачам проекта, провели целую экскурсию и показали все, что сохранилось. Мы признательны руководству и сотрудникам школы за внимание и сочувствие задачам сохранения наследия.
В интерьере парадной лестницы осталось два окна с оригинальной, начала ХХ века расстекловкой в мелкий квадратик. Стекла в них частично исторические, частично – советского времени, есть и просто бесцветное оконное нашего времени.
Те, что узнаются как изначальные – кафедральные: зеленые трех оттенков, розово-коричневые, фиолетовые, лиловые.
Что такое кафедральное стекло?
Давайте разберемся.
Это неровное стекло вмятинами, неровностями, шероховатостями на поверхности, которые воспринимаются как рисунок нерегулярного характера, разный в каждой пластике, не предсказуемый и неповторяющийся.
Кафедральное стекло считается разновидностью фактурного стекла, которое в начале ХХ века изготавливали методом прессования вальцами с выпуклым узором, но не тождественно ему.
Когда еще мягкая огненно-горячая стекломасса из печи подается на специальный стол, ее поверхности можно придать разный вид. Например, выпрямить на очень гладком листе стекла или металла – легере, стекло будет ровное, блестящее. Если его отшлифовать и отполировать – оно станет основой для зеркала или для витринных окон.
Если лист горячего стекла прокатать вальцами с узором – получится фактурное стекло: в начале ХХ века для него было несколько названий - вальцованное, узорное, орнаментное, рисунчатое.
А можно предоставить создание узоров естественным физическим процессам, например, облить стекло ледяной водой, оно пойдет трещинами-кракелюрами. А если положить горячее стекло на стол с меньшей температурой – вот тогда и появляется характерный узор с вмятинками.
Иногда такое стекло называют «кованое» из-за сходства его рисунка с кованой поверхностью металла, но чаще – кафедральное.
Внешне похожее стекло, изготовленное вручную, в давние времена использовалось для соборных окон. Подражая ему, в начале ХХ века делали стекло с неровной, как бы некачественной поверхностью. Оно отлично пропускает свет, но не дает возможности увидеть то, что находится с другой стороны окна, отгораживая зрителя в интерьере о уличного пространства.
Такие стекла часто использовали для создания витражей в свинцово-паечной технике, а иногда вставляли их в прямо в деревянный оконный переплет, как в особняке Кугушевой.
Рисунок рамы, гармония цветовых пятен, сквозь которые проходит свет, красота самих стеклянных пластин – все работало на эффект узорного окна, из него в интерьер проникали цветные и солнечные блики, неожиданные искры.
Благодаря такому окну атмосфера в доме приобретала уникальное качество, которым обладает только природа: подвижность среды, изменчивость, разнообразие освещения, та живость пространственной среды, в которой так естественно находится человеку.
Строго говоря, такое окно не считается витражом, а только – декоративным остеклением. Но ценность имеет не меньшую, как составная и неотъемлемая часть оригинального интерьера, как тот элемент, который играет важную роль в формировании жилой исторической среды.
Берегите старинные окна – глаза и легкие вашего дома."
И Спасибо огромное, что читаете мои статьи и пишите ваши комментарии!
Я благодарна за ваши подписки.
Я считаю, чем больше людей узнают о проекте, тем больше вероятность, что витражи не будут уничтожены.