В замечательном кинофильме «Девчата» (1961), помимо всего прочего, есть эстетические маркеры эпохи, а, короче говоря, довольно яркая тема женской привлекательности. По «Девчатам» можно судить об эталонах красоты и — их антиподах - дурнушках конца 1950-х — начала 1960-х годов. Для начала я напомню, какой тип считался красивым в послевоенную эпоху и примерно до середины 1960-х. Во-первых, плавный женственный силуэт с выраженной талией, грудью и бёдрами. Забавно — такими же округлыми были формы тогдашней техники.
Если посмотреть тогдашних актрис, популярных, как на Западе, так и СССР, то везде будет приблизительно один и тот же вариант фигуры: Джина Лоллобриджида в костюмной мелодраме «Фанфан-тюльпан», Мэрилин Монро - «В джазе только девушки», Брижит Бардо из комедии «Бабетта идёт на войну» (я называю иностранные фильмы, демонстрировавшиеся в СССР). Во-вторых, наиболее предпочтительным был средний рост, а не 150 и не 180. В одном из советских пособий указывались параметры 164-167 см.
Теперь вспомним «Девчат». Нам показывают миниатюрную Тосю Кислицыну, о которой один из героев говорит: «Ну, фигуры может и нет, зато характер имеется». С точки зрения мужчины конца 1950-х, у Тоси действительно «нет фигуры». Молоденькой поварихе противопоставляют Анфису — фигуристую и статную, и при том не тощенькую. Как говорится, всё на месте. Есть там и ещё одна эпизодическая девчушка на танцах — очень высокая, плоская и со странным, будто бы стёртым лицом. Статистку изуродовали гримом для придания ей этой странности.
Знаковый момент: не найдя себе пару, Тося и та «худенькая-высокая» принимаются обречённо танцевать друг с другом. Нам показывают эти два типажа, как «не актуальные». Больше того, худая девушка смотрится карикатурной. Зато сейчас именно такой вариант — остро-модный. Сейчас популярны модели с нестандартными чертами лица, лишёнными, как «античной» правильности, так и общедоступной смазливости. Если посмотреть фэшн-дефиле, то везде будет мелькать нечто, напоминающее ту, которую не выбрали на танцах 60 лет назад...
Это к тому, что каноны внешней привлекательности — невероятно изменчивая штука и то, что сегодня кажется потрясающим, не так давно вызывало смех или недоумение. Равно, как и наоборот — как-то читала комментарии относительно Мэрилин Монро... Так вот — сплошная критика её лишнего веса. Примерно то же пытаются говорить о Монике Белуччи и даже (та-дамммм!) о Синди Кроуфорд. В общем, человечество худеет и растёт, а заодно утрачивает ...межполовые различия.
Zina Korzina (c)