Эксклюзивный отрывок из новой биографии звезды американского рока.
Биография Петти за авторством Кристофера МакКиттрика – «Somewhere You Feel Free: Tom Petty and Los Angeles» выходит в свет 17 ноября. В ней исследуются отношения музыканта со ставшим ему родным Лос-Анджелесом, а также сотрудничество с такими музыкальными легендами, как Джордж Харрисон, Боб Дилан, Стиви Никс и Джонни Кэш.
«Со времен самых ранних выступлений Heartbreakers в Лос-Анджелесе в легендарных залах Whiskey a Go Go и Santa Monica Civic Auditorium, и до заключительных эпических концертов группы в культовом Hollywood Bowl, Петти стремился продолжить рок-н-ролльную традицию Южной Калифорнии, встав в один ряд с такими рок героями прошлого, как Byrds и Buffallo Springfield, только в своем собственном стиле. В то же самое время развитие карьеры Петти часто совпадало с большими изменениями в музыкальном бизнесе. Музыкант не отступал от собственных решений даже перед боссами лейблов, наплевав на отраслевые условности, и меняющиеся музыкальные вкусы. Ничто из этого не помешало ему стать не только суперзвездой рока, но и получить активную ротацию на радио и MTV».
Представляем вашему вниманию эксклюзивный перевод отрывка из готовящейся к выходу книги о музыканте. Фрагмент посвящен созданию знаменитого сольного альбома музыканта - «Full Moon Fever».
Как отмечает автор, первоначальной искрой для записи альбома стало случайное знакомство Петти со знаменитым сонграйтером, продюсером и руководителем группы ELO- Джеффом Линном, который впоследствии стал соавтором диска.
Глава 6
«Интересно, что принесет завтра»
Джордж Харрисон не выпускал новых сольных альбомов с тех пор, как в 1982 году вышел его коммерчески неудачный диск – «Gone Troppo». Когда в конце 1986 года он обратился к композитору-мультиинструменталисту группы «Electric Light Orchestra» Джеффу Линну с просьбой о сотрудничестве над созданием новой музыки, Линн, который сам спродюсировал большинство своих собственных релизов, а также два альбома Дэйва Эдмундса, долгое время подвергался попеременным похвалам и критике за создание ретро-музыки в традициях The Beatles.
В зависимости от точки зрения того или иного критика, Линн - либо гениальный музыкант, который и сегодня с гордостью носит на себе звание одного из инфлюэнсеров The Beatles, либо немногим больше, чем просто подражатель «Великолепной четверки», продюсерская работа которого звучит так, будто он извлек все неправильные уроки из работ Джорджа Мартина.
Но в Линне Харрисон обрел родственную душу. Джефф понимал и ценил музыкальные влияния и чувства Харрисона и, что, возможно, более важно, его юмор. Эти двое в итоге стали главной движущей силой в создании альбома-камбэка Харрисона (Линн, также принял участие в написании 3 песен «Cloud Nine») в первой половине 1987 года.
Итогом этой работы стал, пожалуй, лучший альбом Харрисона со времен «All Things Must Pass». Выпущенный в ноябре 1987 года, «Cloud Nine» стал одним из самых коммерчески успешных альбомов Харрисона.
Кроме того, в нем был первый хит-сингл №1 хит-парада Billboard (впервые с 1973 года), под названием - «I Got My Mind Set on You».
Хотя «Cloud Nine» в итоге оказался последним сольным альбомом, выпущенным Харрисоном при жизни, сотрудничество с Линном вдохновило Джорджа (как и Тома Петти) на игру в группе.
Вскоре после завершения сессий «Cloud Nine» Джордж Харрисон и Джефф Линн посетили концерт «Dylan and the Heartbreakers» в Бирмингеме, а затем на Wembley Arena в Лондон, где Дилан завершил тур «Temples in Flames». За кулисами этого шоу, во время дружеских посиделок после концерта Том Петти впервые встретился с Линном.
Затем, через полтора месяца, Петти и Линн снова случайно встретились в Лос-Анджелесе.
Как вспоминал Петти:
«Это был День Благодарения. Я был в доме в Беверли-Хиллз, и к нам пришли гости. Мне нравится софтбол, поэтому я собирался поиграть в него дома. Но у меня не хватало перчаток, чтобы играть в мяч. Поэтому я собирался поехать в Sav-On в Беверли-Хиллз и купить дюжину перчаток, чтобы каждый мог поиграть в мяч. ... Итак, я стою на светофоре, смотрю налево и вижу Джеффа Линна. Которого я только недавно встретил в Англии. Я посигналил, он развернулся, и мы остановились. Я ему сказал: «Вау, что ты здесь делаешь? Мне нравится этот альбом (Cloud Nine Джорджа Харрисона). Альбом отличный!».
Он ответил: «Я работаю с Брайаном Уилсоном (Beach Boys)». И спросил: «Где ты живешь?»
Я сказал ему, где живу, и он такой: «Это удивительно. Я живу очень близко от этого места. Так что мы должны собраться вместе». Совместная работа Линна с Уилсоном привела к созданию «Let It Shine» - трека из одноименного сольного альбома Уилсона 1988 года.
В документальном фильме «Том Петти: Возвращение домой» Линн вспомнил эту встречу по-другому, рассказав следующее:
«Я ехал по Беверли-Хиллз, и кто-то мне долго сигналил. И я подумал: «Кто это, черт возьми?» И это был Том. Он сказал: «Остановись. Я хочу с тобой поговорить».
Мы остановились, и он сказал: «О, мне очень нравится то, что ты сделал с альбомом Джорджа. Вы хотите сделать что-нибудь вместе?» Я ответил: «О, это было бы здорово, понимаешь о чем я». Независимо от того, как все произошло на самом деле, эти двое очень хотели сотрудничать.
Менее чем через месяц у Петти и Линна произошла еще одна случайная встреча - на этот раз в Долине, - которая вернула еще одну ключевую фигуру в жизнь Петти на следующие несколько лет. Петти вспоминает:
«Я был со своей дочерью Адрией, и мы ходили по магазинам на Рождество. Мы поехали в Студио-Сити, там в Вентуре был ресторан под названием Le Seur - французский ресторан, который был действительно хорошим заведением. ... Это был наш особенный ночной ресторан. Я припарковался и мы вошли внутрь. Я сел на свой стул, подошел официант и говорит:
«Тут ваш друг, и он хотел бы, чтобы вы подошли к столику.» И это было все, что он сказал.
Я такой удивился: «О-па», встал и пошел вокруг - там была что-то вроде частной столовой - и когда я вошел туда, там был Джордж Харрисон. И он обедал с людьми из Warner Bros. и Джеффом. И когда я вошел в комнату, Джефф записывал мой номер для Джорджа. И Джордж сказал: «Как странно. Я только что получил твой номер телефон, и кто-то сказал мне, что ты зашел в ресторан в это же самое время».
Харрисон последовал за Петти и Адрией до дома, который Том тогда снимал. Согласно книге «Petty: The Biography», Харрисон сыграл на гитаре «Norwegian Wood» и пошутил, спросив Тома о песне: «Ты знаешь ее, не так ли?» Именно так началось музыкальное сотрудничество между Петти, Харрисоном и Линном, продолжавшееся в течение следующих нескольких лет, а также ознаменовало начало дружбы между Петти и Харрисоном, которая продлилась до конца жизни Джорджа
В новом году (1988) Петти и Линн собрались вместе, чтобы поработать над тем, что изначально было серией демо-записей. Поскольку Линн предпочитал комфорт домашней студии, а «Gone Gator One» (студия Тома) Петти временно вышла из строя, пока его дом перестраивался, они собрались в домашней студии гитариста Майка Кэмпбелла в Вудленд-Хиллз, которую Heartbreakers использовали для записи некоторых частей своего альбома «Let Me Up».
Кэмпбелл описывал свою студию изданию Musician в 1990 году следующими словами:
«Просто спальня с 24-дорожечной консолью для саундтреков. Если к тебе попадут сразу трое парней, вы будете биться локтями. Это реально круто, все вокруг в проводах. Главное, к чему я стремлюсь, так это, чтобы все провода были короткими. Многие студии имеют косметический дизайн: провода проходят сквозь стены, так что вы не можете их видеть, но между микрофоном и пультом проложены мили проводов. Думаю, одна из причин, по которой моя студия хорошо звучит, - это ее прямолинейность». Петти, Линн и Кэмпбелл исполняли партии большинства инструментов во время тех сессий. Чтобы сыграть на ударных, Петти пригласил Фила Джонса, который играл на ударных в ранних альбомах группы, а также гастролировал с Heartbreakers в первой половине 80-х.
Что касается перехода от записи демо к записи альбома, Петти позже рассказывал Orange County Register:
«У меня не было настроения записывать пластинку. Я даже не думал о ее создании. Мы думали, что сможем сделать все очень быстро. Я сказал Heartbreakers: «Послушайте, я собираюсь записать пластинку», но в то время группа ничего не планировала. Я сказал, что закончу с этим через несколько месяцев. Конечно, это было не так».
Неудивительно, что другие участники Heartbreakers были менее чем в восторге от Петти и Кэмпбелла, работавших без них над тем, что в итоге стало полноценной записью.
Когда альбом был выпущен, Петти говорил:
«Они не были в восторге от этой идеи, когда я им все рассказал. Если честно, сначала они разозлились». В 2014 году клавишник группы - Бенмонт Тенч поговорил с Rolling Stone об этом периоде и частично пролил свет на то, как Heartbreakers в итоге восприняли эту новость, сказав: «Я был зол и обижен. Я также волновался о том, что он распустит группу из-за этого внутреннего конфликта. Никто бы не вступил в драку, но у Тома и Стэна Линча (ударника группы) возникли бы разногласия, Стэн бы ушел из группы или был бы уволен, а затем бы снова вернулся.
Стэн всегда волновался, что Том уйдет в соло или просто прихватит Майка и смотает удочки.
Так что, когда он это сделал на самом деле, Стэн почувствовал именно злость. Я тоже был очень зол, когда узнал об этих планах. Мы должны были как раз сделать альбом Heartbreakers. Я позвонил нашему менеджеру примерно за неделю до того, как мы должны были начать обсуждение, в попытке узнать в какое время нам появиться в студии.
В ответ я услышал: «Э-э… ммм». Он помолчал и наконец сказал мне, что они (Том и Майк) делают сольную запись. Никто из них мне не сказал. ... Так что это одна сторона истории».
Тем не менее, Тенч говорит, что также понял, как это решение Тома помогло группе как в личном, так и в профессиональном плане, и взяв на себя некоторую личную ответственность за то, что Петти хотел отдохнуть от Heartbreakers, добавив:
«Другая сторона истории заключается в том, что я был не в своем уме от кокаина и алкоголя.
Я очень сильно переживал из-за наркотиков и алкоголя, поэтому я благодарен Джеффу Линну. Мне нечего было больше делать ... так что мне пришлось пойти на реабилитацию, и это спасло мне жизнь. К тому же, черт возьми, к тому времени я уже много лет занимался сессионной работой. Какого черта, Тому тоже следует поиграть с кем-нибудь еще и повеселиться?»
Как заметил Тенч, на протяжении большей части 80-х, все участники Heartbreakers работали сессионными музыкантами, когда не записывались или не гастролировали как группа, и каждый из Heartbreaker наработал впечатляющее резюме проектов за пределами группы - особенно Тенч, который в конце 1990-х появился на альбомах U2, Элвиса Костелло, Уоррена Зевона, The Replacements, Джона Бон Джови, Холла и Оутса, Карлин Картер и Дарлин Лав.
Конечно, ни один из них не записывал сольных альбомов, и, поскольку Петти был фронтменом, его сольный альбом можно было рассматривать как первые шаги к разрыву в гораздо большей степени, чем любого из Heartbreakers, внесших свой вклад в сольную запись Стиви Никс (Fleetwood Mac) или Дона Хенли (Eagles).
Из всех Heartbreakers Стэн Линч, похоже, воспринял новости о сольном альбоме Петти особенно тяжело. В интервью Rolling Stone в 1991 году, Линч сказал, что его вызвали в Лос-Анджелес, чтобы он сыграл на альбоме, а потом «третье лицо» ему сообщило, что он не будет играть на нем.
«В то время я подумал: «Ну, пошли меня на х…». То есть, ты знаешь, типа позвони мне и получишь... Я думал, что они все говнюки, которые даже не были в той степени мужчинами, чтобы просто сказать мне об этом», - вспоминал он. «Но примерно через год я понял, что они были смущены. Мы - старые друзья. Как позвонить старому другу и сказать, что он тебе не нужен на свадьбе?»
Позже Линч будет связывать свои ощущения от исполнения сольных песен Петти в туре с игрой в кавер-группе, что сам Петти воспринял как оскорбление.
Конечно, как и Тенч, Линч не просто ждал звонка Петти. Помимо работы в качестве сессионного барабанщика, Линч исполнил, спродюсировал и написал три песни для третьего сольного альбома Дона Хенли – «The End of the Innocence», включая сингл «The Last Worthless Evening», который вошел в Top-40. (Кэмпбелл также появился на той записи, написав и исполнив еще один сингл из Top-40 - «The Heart of the Matter»).
Хотя Майк Кэмпбелл и был ключевым участником на сессиях сольного альбома Full Moon Fever, он вполне понимал гнев других участников Heartbreakers.
В 1989 году он сказал Newsday: «Да, конечно, было некоторое негодование. Что бы вы почувствовали, если бы ваша жена вдруг поехала в европейские каникулы с другим парнем? Но я думаю, что, пройдя через это, все поняли, что нельзя давать группе застаиваться. Мы зрелые люди. Мы знаем, что быть хорошей группой - это не только находиться в одном автобусе с одними и теми же пятью парнями в течение двадцати лет. Мы можем расти, при этом не расставаясь».
В конечном итоге, Линч ушел из группы в 1994-м году, став единственным участником Heartbreakers не принявшим участие в записи второго сольника Петти – «Wildflowers». Остальные члены группы оставались на сцене с Томом Петти до самой его смерти в 2017-м году.
Майк Кэмпбелл создал сольную группу Dirty Knobs и в этом ноябре выпускает первый альбом.
Альбом Тома Петти «Full Moon Fever» - буквально нашпигованный хитами, несмотря на все неурядицы стал одним из лучших рок-альбомов восьмидесятых запечатлевших невероятную продюсерскую работу Джеффа Линна, а также Джорджа Харрисона, Роя Орбисона и других приглашенных звезд.