Возможно, современным школьникам будет интересно узнать, что классики отечественной литературы, произведения которых их заставляют учить, не всегда блистали в школе хорошими оценками. Более того, некоторые занимались и вели себя в учебных заведениях откровенно отвратительно, регулярно получая плохие отметки и замечания по поведению.
Как учились русские писатели и поэты?
Можно ли быть гением и учиться из рук вон плохо? Яркое доказательство этому – Александр Пушкин. Это, конечно, не делает его примером для подражания, но многое рассказывает о его характере. Юный Пушкин не отличался хорошим поведением и высокой успеваемостью (был одним из худших в классе). Отличные оценки имел всего по двум предметам: отечественной поэзии и французской риторике, по остальным хватал тройки, двойки и колы. Но годы учебы он вспоминал с любовью, и Императорский Царскосельский лицей занимал особое место в его биографии. Несмотря на жесткую дисциплину и трудную программу Пушкин находил время для шалостей с друзьями.
Николая Гоголя, ученика гимназии Нежина, увлекала литература и рисование, в других науках (особенно в иностранных языках) он не мог похвастаться большими достижениями. Комнатный надзиратель отзывался о нем как о ленивом мальчике, но отмечал, что по поведению «смиреннее его не было». Между тем, незнание некоторых предметов, в частности иностранного, не помешало Гоголю впоследствии много путешествовать. Он прожил за границей в общей сложности 12 лет.
Марина Цветаева сменила несколько школ. Она была – как сейчас называют – «типичным гуманитарием» и не интересовалась точными науками, в частности, сама открыто заявляла о своем «математическом ничтожестве». На неинтересных уроках Цветаева читала книги и вообще – хотя учеба давалась ей легко – прослыла настоящей бунтаркой, специально устраивала провокации, чтобы быть исключенной. Когда однажды ее вызвали к директору, Цветаева заявила: «Не боюсь ваших предупреждений и никаких угроз. Вы хотите меня исключить — исключайте. Пойду в другую гимназию…»
На удивление прилежным учеником был поэт-хулиган Сергей Есенин, приносил хорошие оценки. Отец поощрял успехи сына, вместо портретов и картин в доме развешивал его похвальные школьные грамоты. Родные мечтали, что после окончания школы Есенин сам станет преподавателем... Вместе с хорошим учеником в будущем поэте уживался порядочный разгильдяй, нередко он получал замечания от преподавателей. Есенина даже оставляли на второй год, но школу он закончил с хорошими отметками.
Дважды оставляли на второй год (из-за неуспеваемости) Антона Чехова. Учился он прилежно, но никогда не получал по русской словесности больше четверки. В третьем классе он завалил географию и арифметику, а в пятом – греческий язык. Свою неуспеваемость Чехов оправдывал нехваткой времени. Сразу после занятий он помогал отцу в лавке, а по утрам пел в церковном хоре. «Детства у меня не было», – говорил писатель.
Иван Бунин также был второгодником. Тяжелей всего ему давалась математика, экзамен по которой он называл «самым страшным». Образование Бунина ограничивается тремя годами в Елецкой гимназии – он забросил учебу и перешел на домашнее обучение.
Первые годы учебы Владимира Маяковского в гимназии Кутаиси давались ему легко. Он сам лестно отзывался о своих достижениях: «Иду первым. Весь в пятерках». Все изменилось с началом первой русской революции: Маяковский участвовал в демонстрации, и учеба отошла на второй план. Он скатился на двойки и впоследствии, во время учебы в Москве, уже не выбивался ни в отличники, ни даже в хорошисты.
Современным школьникам хотелось бы пожелать, чтобы они равнялись на своих литературных кумиров не в области школьных оценок, а исходя из их дальнейших достижений.
Читайте наш канал!