Найти тему
Литература о жизни

"Капитанская дочка" А.С.Пушкина. Анализ первых 5 глав повести

Оглавление

глава 1. Сержант гвардии.

Название главы иронически напоминает о том, что герой еще до своего рождения был записан как «сержант гвардии» в питерский Семеновский полк, но по мысли отца должен сначала «понюхать пороху» да «потянуть лямку». Также название главы методом противопоставления поддерживает иронию: звание «сержант гвардии» противопоставлено образу совершенно неопытного, наивного и беспечного мальчишки, каким еще является здесь «Петруша».

Имя Петр было дано мальчику не случайно: мы догадываемся, что отцу Гринева были важны ценности, впервые введенные Петром I (а именно, что каждый должен сам заслуживать свой карьерный рост, а не получать его просто ввиду своего дворянского происхождения). Как и Петр Великий, отец Петруши считает важным, чтобы воспитание дворянина было полно строгих требований, почти наравне с солдатским.

И несмотря на то, что сын возле своей любящей матери воспитывался как обычный барский недоросль, то есть как беспечный лоботряс, по достижении им совершеннолетия отец решил резко изменить курс воспитания и наконец сделать из него мужчину. Естественно, для сына это явилось абсолютной неожиданностью. Он был уверен, что попадет сразу в прославленный столичный полк по протекции, которую имел аж до своего рождения. Поэтому весть о его отправлении в Богом забытый Оренбург он воспринимает с унынием и отчаянием. Однако Петруша воспитан в беспрекословном послушании отцу и не может ему перечить.

После краткой обрисовки отца и матери рассказчик отправляется в путь, и вот он уже в трактире в Симбирске (ныне Ульяновск, город в Поволжье). В трактирной бильярдной происходит встреча с  ротмистром гусарского полка Зуриным. Он научил Петра играть в бильярд и тут же предложил сыграть на деньги, все время подливая ему пуншу. В результате манипуляций Зурина Гринев проиграл сумму немалую.

Юноша видит в Зурине своего «учителя» на пути к тому, чтобы стать настоящим взрослым офицером (а это значит, как выходит по наставлениям Зурина, уметь пить, играть, проигрывать деньги).

В этой главе Гринев – еще дитя, которое могло бы легко превратиться в гуляку. Откуда ни возьмись появляются у него барские замашки дурного тона по отношению к своему верному "дядьке":

"Молчи, хрыч! — отвечал я ему, запинаясь, — ты, верно, пьян, пошел спать... и уложи меня".

Так происходит попытка героя перестать быть ребенком в глазах Савельича и всего мира, и делает он это путем непривычно грубого и надменного отношения к преданному Архипу Савельичу.

Но, забегая вперед, скажем, что судьбе угодно отдалить Гринева от плохого влияния, и в Белогорской крепости он возмужает.

А первая глава заканчивается пока тем, что Гринев и Савельич уезжают из Симбирска, отдав Зурину требуемые деньги. Гринев со стыдом и раскаянием, Савельич в глубоком горе оттого, что его воспитанника так подло объегорили.

Эпиграф к этой главе показывает нам основную ее мысль:

Был бы гвардии он завтра ж капитан.
— Того не надобно; пусть в армии послужит.
— Изрядно сказано! пускай его потужит...
—Да кто его отец?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Княжнин.

Итак, в эпиграфе звучит идея, что отец главного героя – немаловажная фигура в романе.

Именно он считает, что его сын должен сначала послужить, причем в месте тихом и порядочном, а не среди лихих вольнодумцев Петербурга. Не желает отец сыну и становиться как можно быстрее «гвардии капитаном». Ведь быстрое и незаслуженное возвышение способно испортить человека, вызвав к жизни его самые худшие черты. А они есть в зародыше даже в самом хорошем человеке. Не случайно автор показывает нам здесь юного Гринева, вдруг начавшего резко и презрительно обращаться со своим преданным слугой.

Для отца важно, чтобы его сын не стремился к возвышению, не "выслуживался", а просто служил честно.

глава 2. Вожатый

Эпиграф ко главе – слова из старинной песни. Прочитав главу, мы понимаем, что они намекают на Пугачева, который в этот вечер возвращается в яицкие края (берега уральской реки Яик, сегодня реки Урал, на границе с Башкирией, Киргизией), чтобы начать подготовку к новому восстанию:

Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая.

Ключевая сцена здесь – первая встреча главного героя с тем, кто в следующих главах станет известен как Емельян Пугачев.

В начале этой главы мы узнаем, что Гринев – в глубине души добрый малый: он желает помириться с Савельичем и испытывает искреннее раскаяние за свое поведение. Поэтому мы начинаем симпатизировать этому герою. Они с Савельичем приближаются к Оренбургу, поднимается буран. Встреча  со случайным «вожатым», знатоком здешних краев (Емельяном Пугачевым,  про что никто из них еще не догадывается) помогает им выбраться из степи и добраться до ночлега.

Значение сна в кибитке

Убаюканный бурей в кибитке, Петр Гринев видит вещий сон: его родного отца в его постели заменил мужик, портрет которого схож с подробным описанием их вожатого (который будет дан сразу после пробуждения Гринева). Получив во сне отказ от Гринева попросить его благословения, этот мужик начал махать топором и проливать кровь кругом.

Прочитав повесть, мы поймем, что в этом сне мужик, лежащий в постели вместо отца, символизирует смену власти, приход мужика к власти под личиной будто бы истинного государя (самозванство Пугачева, нарекшего себя Петром III). То, что мужик во сне, не получив от Гринева поцелуя в руку (предвестие отказа Гринева изменить своей присяге), начинает убивать всех вокруг топором, означает пугачевское восстание и намерение бунтовщика уничтожать дворян, непокорных его власти.

Сон про кровожадного мужика, казалось бы, контрастирует с образом простого и бедного "мужичка" - «вожатого».

Пугачев как спаситель-проводник

В роли проводника посреди бурана, Пугачев сыграл в первый раз роль спасителя для главного героя. Их кибитка вышла к ночлегу и не была занесена снегом благодаря лишь его сметливости и уникальному знанию степной природы. За это Гринев от сердца благодарит вожатого, приглашая его к столу, а также подарив ему, плохо одетому, на прощание заячий тулуп.

Конечно, слуга Гринева, верный Савельич, переживает, что неопытный Петр все раздарит по своей простоте направо и налево, подобно тому как только что проиграл Зурину много денег. Поэтому Савельич клянет вожатого на чем свет стоит, за то, что тот принимает в подарок заячий тулуп, называя его "собакой", "разбойником", "пьяницей оголелым":

(...) Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

И действительно, широкоплечий статный мужик распорол тулуп по швам, надев его, но до глубины души благодарен Гриневу за само внимание к нему, простому человеку, и сердечную теплоту:

Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

Мы узнаем позднее, что Пугачев сдержит свое обещание и на самом деле никогда не забудет милосердия Гринева.

Ведь милосердие - это неравнодушие человека к простому первому встречному, добрый поступок, который делается не ради выгоды и не ради получения благодарности. Ведь Гринев очень скоро забыл и про их вожатого, и про свой отданный тулуп, и был уверен, что больше никогда не встретит этого мужика. Именно такие бескорыстные поступки являются по-настоящему милосердными.

Глава не случайно названа «Вожатый» - Пугачев сыграл роль вожатого не только в буран, но и всей своей буйной натурой является таковым. Он несомненный лидер благодаря многим качествам своей личности («хладнокровие, сметливость, тонкость чутья» - это определения Гринева в этой главе).

Однако и сам буран возникает в произведении не случайно. Он символизирует переворот, бедственные стихийные события, которые произойдут скоро в истории, а именно восстание Пугачева. Поэтому впервые Гринев встречает Емельяна именно посреди метели. Метель и Пугачев - это словно одно целое, они принадлежат стихии бури и мятежа. И как вожатый вывел Гринева из бурана, так же он поможет ему в дальнейшем и спасти себя самого и свою невесту посреди страшных для дворянства событий.

Глава заканчивается тем, что Гринев отправляется к конечному месту назначения, в расположенную недалеко от Оренбурга Белогорскую крепость.

Глава 3. КРЕПОСТЬ

Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня).
Старинные люди, мой батюшка. ("Недоросль").

Смысл этих двух рядом поставленных эпиграфов в том, что Мироновы, с которыми мы знакомимся в этой главе, – люди старого образца (верно преданные царю, монархии, присяге). Они по духу настоящие русские солдаты, живущие бедно, но имеющие истинно патриотический дух и не боящиеся даже самого лютого врага. Именно благодаря людям такого склада Отечество выигрывает битвы, на них все и держится. Верность, преданность и отвага – это качества характера, которые накрепко породнят Мироновых с натурой Петра Гринева, хотя в этой главе мы еще не знакомы именно с этими чертами всех названных персонажей. Однако эпиграф уже предсказывает многое про Мироновых.

Эпитет «старинный», присутствующий в эпиграфе, имеет в данной главе несколько отголосков. Например:

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному»

(описание дома коменданта Миронова).

Итак, смысл этой главы – знакомство с Мироновыми, у которых будет проходить службу Петр Гринев. Быстро мы узнаем, что здесь всем управляет старушка-хозяйка, супруга коменданта крепости, Василиса Егоровна Миронова, женщина активная, бойкая и прямая. Мимоходом она рассказывает о своей дочери-бесприданнице:

Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою».  Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор.

Из этого эпизода видно, что Гринев искренне сочувствует любому встречному человеку, ведь он еще не знает Маши и даже настроен предосудительно по отношению к ней (новый товарищ, здешний офицер Швабрин успел наговорить дурное на ее счет).

Несмотря на антипатию к Маше, Гринев не испытывает удовольствия от того, что у кого-то, пусть у нее, портится настроение. Мы все больше проникаемся симпатией к этому герою. А Маша была, конечно, благодарна Гриневу за смену темы разговора. Об этом автор не пишет, но мы можем догадаться, что, как и в предыдущем случае с "вожатым", естественная доброта Гринева будет встречена большой признательностью и дальнейшей дружбой.

Образ коменданта

Сам капитан Миронов, Иван Кузмич, имеет вид донельзя простой и даже комичный:

Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате. Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать. Мы остановились было смотреть на учение; но он просил нас идти к Василисе Егоровне, обещаясь быть вслед за нами. «А здесь, — прибавил он, — нечего вам смотреть».

Из этого первого портрета Миронов мы заключаем, что описан он с юмором. Его солдаты имеют вид такой же старинный, по моде полувековой давности : с косами и в треугольных шляпах, как в начале 17 века. События происходят в 70-х годах того же столетия.  Сам он одет по-домашнему, что говорит нам о том, что этот человек придает мало значения формальностям. Солдаты слушаются его не потому, что он был бы в форме и напускал бы на себя жесткий вид, а слушаются его даже в халате и позволяющего себе спокойные ласковые разговоры на учении. Это говорит о наличии у человека истинного авторитета, который основан не на страхе, а на уважении.

Глава заканчивается тем, что после обеда Гринев проводит время со Швабриным. Этот молодой офицер пока производит на него благоприятное впечатление, поскольку он кажется умным, общительным, да и служил в столице, что само по себе интересно для наивного Петруши.

Глава 4. ПОЕДИНОК

— Ин изволь, и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
(Княжнин)

Эти слова из пьесы Княжнина, самого популярного драматурга конца 18 века (времени, когда родился Пушкин), данные в эпиграфе к этой главе, предупреждают читателя о том, что речь будет о жестоком и беспощадном противнике на дуэли.

Именно в этой главе, действительно, наконец заканчивается наше длительное знакомство со всеми персонажами повести и зарождается один из конфликтов повести – противостояние главного героя с его антагонистом (человеком, который ему во всем противоположен) Швабриным.

В этой части повести мы узнаем характер Швабрина: он клевещет на Марью Ивановну, когда с ревностью видит ее дружеское сближение с Гриневым, и молодые люди устраивают дуэль.

Маша Миронова и Петр Гринев, кадр из фильма "Капитанская дочка" (1958)
Маша Миронова и Петр Гринев, кадр из фильма "Капитанская дочка" (1958)

Глава заканчивается опасным ранением Гринева с потерей сознания. Рана была нанесена в тот момент, когда Петр отвлекся на крик своего верного слуги, что позволяет нам судить о подлой натуре его соперника.

Глава 5. ЛЮБОВЬ

Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери,
Отца, матери, роду-племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова. (Песня народная).
Буде лучше меня найдешь, позабудешь.
Если хуже меня найдешь, воспомянешь. (То же).

Эти эпиграфы из русских песен говорят о том, что в данной главе возникнут препятствия на пути бракосочетания Гринева и Маши. Марья Ивановна скромна и благоразумна - она понимает, что бесприданница, а значит, по обычаям того времени, весьма нежеланная невеста. Поэтому, хоть и любит Гринева, не сразу дает ему ответ на его просьбу о замужестве. Марья Ивановна думает не только о своем желании стать женой Гринева, но и о том, согласны ли будут его родители.

Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что ее родители, конечно, рады будут ее счастию. «Но подумай хорошенько, — прибавила она, — со стороны твоих родных не будет ли препятствия?

Ее предчувствия оказались верными. От отца вскоре приходит ответное письмо с категоричным отказом благословить их союз.

Но позже мы поймем, что запрет вызван не скромным состоянием невесты и даже не тем, что ее семья не родовита (совсем недавно стала считаться дворянской), а совсем иными причинами.

Отец боится, что сын его еще совсем ребенок и не может нести ответственности за свой столь важный жизненный выбор. И страх этот обострился не в последнюю очередь потому, что Швабрин успел донести на нашего героя его родителям, о том, что тот участвовал в дуэли. А ведь дуэли и другие признаки офицеров-гуляк – это то, чего больше всего опасался его отец для сына, из страха перед чем и услал его в оренбургскую глушь. Поэтому участие своего ребенка в попахивающих столицей, порочных офицерских замашках не на шутку разозлило и встревожило отца, тем более что его супруга от вести о дуэли сына слегла в тяжкой болезни. Цель Швабрина таким образом была достигнута.

Отец написал гневное письмо и своему крепостному Савельичу, где неуважительная ругань по отношению к старому няньке является прямым показателем степени  бешенства и отчаяния, в которое был погружен отец Гринева.

Петр предлагает Маше обвенчаться без ведома его родителей, но его избранница решительно против:

"Нет, Петр Андреич, — отвечала Маша, — я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую — бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих...» Тут она заплакала и ушла от меня (…).

Именно в этом эпизоде, являющемся кульминацией данной главы, заключается словно эхо к эпиграфам к этой главе, взятым из народных песен («Буде лучше меня найдешь, позабудешь (...)). Итак, реплики Маши в данном диалоге, перекликаясь с русскими песнями, показывают, что она истинно русская душа, живущая по исконно русским народным традициям и неписаным правилам.

Этим Маша Миронова, безусловно, напоминает Татьяну из «Евгения Онегина» (написанного автором 5 годами ранее, в 1831 году), для которой тоже моральные принципы были превыше самой любви, или же Машу Троекурову из романа «Дубровский» (написанного тремя годами ранее). Таким образом, Марья Ивановна Миронова – воплощение любимого женского образа в творчестве Пушкина. Она решительно жертвует своим личным счастьем, так как честь и достоинство для нее превыше всего:

С той поры положение мое переменилось. Марья Ивановна почти со мною не говорила и всячески старалась избегать меня. Дом коменданта стал для меня постыл. Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла; но, видя мое упрямство, оставила меня в покое.

Конец главы предвещает некие внешние события, которые все изменят:

Любовь моя разгоралась в уединении и час от часу становилась мне тягостнее. Я потерял охоту к чтению и словесности. Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение.

Итак, глава является последней в той выделенной нами части произведения, которая лишь предваряет основной конфликт и основное эпохальное событие, которое вскоре придаст всей повести совершенно особый исторический масштаб.

Пятой главой заканчивается развернутая экспозиция произведения, то есть часть произведения, которая подготавливает читателя к изображению основного, центрального события и конфликта.

В статье "Капитанская дочка" А.С.Пушкина. Анализ центральных глав повести (главы 6-8) мы рассмотрим следующие главы романа.