Найти тему
Точка Опоры

Электронные пломбы и электронные устройства контроля как основа контроля за перемещением грузов

Электронные пломбы и электронные устройства контроля

С незапамятных времён для контроля за перемещением товаров и грузов в качестве пломбировочных устройств использовались пломбы, сургучные и мастичные печати.

В ХХ веке наибольшее распространение получили механические пломбы, изготовленные из свинца, алюминия, пластмассы, а также замки разового применения – устройства, представляющие собой более сложную конструкцию с элементами точной механики и в дальнейшем получившие название «запорно-пломбировочные устройства».

С конца прошлого века конструкции пломбировочных устройств непрерывно улучшались и практически достигли своего совершенства. При этом основные их потребительские свойства – стойкость к криминальным воздействиям и устойчивость к фальсификациям – соответствуют оптимальному уровню по соотношению цена-качество, а возможности их модернизации практически исчерпаны. Кроме того, эти пломбировочные устройства уже не справляются с функциями ключевого информационного звена транспортной логистической цепи. Поэтому ХХI век цифровых технологий предопределил необходимость появления нового поколения пломбировочных устройств – электронных пломб, конструктивно объединивших механическую пломбу и электронный блок.

Электронные пломбы способны осуществить автоматический дистанционный контроль доступа к грузу, обеспечить в режиме реального времени мониторинг параметров перевозки и состояния груза на различных видах транспорта и немедленно передать информацию в ситуационные центры для принятия оперативных мер реагирования в случае несанкционированного доступа к грузу.

В настоящее время рынок пломбировочных и контрольных устройств предлагает широкий спектр данной продукции. Среди данных устройств можно выделить две группы.

Группа «электронные пломбы». К ним относятся:

  • электронные индикаторные пломбы – конструктивно представляют собой обычные механические пломбы с RFID меткой или микрочипом, обеспечивающие контроль целостности механической пломбы путём передачи сигнала «вскрыто» – «не вскрыто» на специальный считыватель на расстоянии от 20 см до 1,5 метров;
  • электронные навигационные пломбы конструктивно состоят из двух частей – механической пломбы и электронного модуля (блока). Основная функция электронного модуля – позиционирование места нахождения пломбы и контроль маршрута передвижения транспортного средства. Контроль целостности механической пломбы электронным модулем (блоком) не осуществляется;
  • электронные пломбировочные устройства конструктивно объединяют механическую пломбу с электронным модулем (блоком) через специальный элемент контроля целостности пломбы, передающий сигнал «закрыто» (опломбировано), «вскрыто» (разрушено) в электронный модуль. Основная функция электронного модуля – дискретная передача на сервер оператора сигналов сохранности или вскрытия механической пломбы с фиксацией времени, координат места нахождения устройства и другой дополнительной информации. Электронные пломбировочные устройства предназначены для эксплуатации с малогабаритными пломбами (например: диаметр троса устройства не более 3 мм, имеющие вес не более 150 г, габариты не более 1,5 дм3 и выдерживающие механическую нагрузку не менее 350 H);
  • электронные запорно-пломбировочные устройства имеют по сравнению с электронными пломбировочными устройствами большие габариты и вес, объединяются в единую конструкцию с силовыми запорно-пломбировочными устройствами, выдерживающими механическую нагрузку более 2000 H.

Группа «электронные устройства контроля». К ним относятся:

  • электронный трекер – электронное средство, функционирующее на основе технологий навигационных спутниковых систем, навешиваемое на транспортное средство (контейнер) с применением магнитного основания и троса-кабеля и обеспечивающее передачу координат места нахождения устройства и другой дополнительной информации;
  • электронный замок – устройство в виде механически навешанного замка с металлической дужкой или дужкой из троса-кабеля, запираемого электронным ключом и обеспечивающим контроль вскрытия с использованием электронного блока, размещённого в корпусе замка и передающего сигнал «вскрыто» на пульт контроля.

Основное отличие группы «электронных пломб» и «электронных устройств контроля» в области их применения:

  • группа «электронные пломбы» универсальная, допускает применение в качестве пломбы грузоотправителя на любых транспортных средствах и является элементом юридической и административной ответственности в случаях несохранных перевозок. Электронные пломбировочные устройства и электронные запорно-пломбировочные устройства могут выполнять функцию «электронных устройств контроля»;
  • группа «электронные устройства контроля» – ограниченного сектора применения и может применяться исключительно в комплекте с механической пломбой или запорно-пломбировочным устройством, выполняющим функции пломбы грузоотправителя. Устройства данной группы не могут использоваться в качестве «электронной пломбы».

«Электронные устройства контроля» по существу являются сигнальными устройствами по контролю маршрута передвижения транспортного средства, а часть их конструкции в виде отрезка троса-кабеля конечной длины или дужки запирающего механизма без какой либо маркировки и контрольных номеров в действительности является обыкновенным элементом крепления к корпусу транспортного средства.

С технической точки зрения правильное название такого элемента – элемент крепления с функцией контроля целостности.

Продолжение можно почитать здесь