Стоит ли держать дистанцию с больным или, наоборот, пытаться стать ему другом? Что важнее: беспрекословное выполнение плана или индивидуальный уход за больным для достижения лучшего результата? Сложно выбрать лучшую стратегию взаимоотношений сиделки и больного. Но точно необходимо слушать друг друга и избегать конфликтов. Как показывается практика, самое важное – это доверие и понимание. Какими же этическими навыками должна обладать сиделка для налаживания контакта с больным?
Выполнение плана
Профессионализм сиделки состоит не только из теоретических знаний и практического опыта. Нанимаясь на работу, сиделка должна быть стрессоустойчивой и уметь беспрекословно выполнять поставленные перед ней задачи. Если следовать плану клиента, то и проблем с больным будет меньше. Предварительно важно согласовать все нюансы работы с нанимателем, чтобы избежать недопонимания в будущем.
Внесение коррективов в график по уходу возможен лишь в том случае, если какие-то факторы угрожают жизни больного. В остальных случаях лучше придерживаться оговоренного плана и не превышать своих полномочий. Особенно если отсутствует медицинское образование.
Такт общения с больным и психологический контакт
При уходе за больным (особенно это касается пожилого человека) нужно учитывать его характер и темперамент. При тяжелой болезни и пережитом стрессе все негативные качества больного могут обостриться. Поэтому важно подобрать правильный такт общения с больным и в чем-то ему уступать, даже если он откровенно капризничает. Но только в том случае, если это не противоречит плану лечения.
Правила этикета
Переступая порог чужого дома, нельзя забывать о простых правилах этикета:
- Обращаться с больным и членами его семьи на «Вы»;
- Не обсуждать с больным его личную жизнь и взаимоотношения с родственниками. В этом плане лучше придерживаться нейтралитета. В первую очередь, сиделка – это сторонний наблюдатель, который следит за состоянием больного и помогает ему с повседневными задачами;
- Не нужно «выносить сор из избы». Третьим лицам не обязательно знать о проблемах больного и его взаимоотношениях с родственниками;
Чем живет больной?
Нужно прислушиваться к желаниям больного и постараться понять его интересы и потребности. Сиделка должна не только осуществлять присмотр и уход за больным, но и быть отзывчивой:
- сопровождать во время прогулки и поддерживать беседу;
- смотреть интересные фильмы или читать книги;
- помогать в других делах, которые интересны больному;
- держать больного в курсе последних новостей;
Эти простые действия помогут лучше узнать человека и наладить с ним контакт.
Сохранять дистанцию
Важно разграничивать частную жизнь и свои обязанности. В первую очередь, сиделка – это нанятый человек, который выполняет свою работу, поэтому не следует:
- вмешиваться в семейные дела и давать советы, о которых не просят;
- рассказывать о своей личной жизни;
- некорректно высказываться о прошлых нанимателях и клиентах;
- сплетничать и обсуждать семейные тайны;
- не нужно навязывать свою дружбу, если больной в этом не нуждается и не идет навстречу;