Найти тему
Дмитрий Компанец

Старый Радиолюбитель рассказал: Чем отличаются Автогенераторы на ГЕРМАНИЕВЫХ и КРЕМНИЕВЫХ транзисторах.

Оглавление
Автогенератор на германиевом транзисторе
Автогенератор на германиевом транзисторе

АВТОГЕНЕРАТОРЫ НА ТРАНЗИСТОРАХ

схемы не редкие и достаточно простые в исполнении.

Всего один транзистор, одна катушка с отводом, иногда даже без резистора в цепи базы и такое устройство при подаче питания практически сразу начинает автоколебания и генерацию импульсов.

Читая объяснения схем и принципы работы таких устройств, многие наверное замечали, что большинство авторов уходят от ответа на вопрос: "А почему собственно вдруг начинаются колебания?"
Ведь будучи подключенной к источнику постоянного тока такая схема "в состоянии покоя" никогда не станет генератором - транзистор будет просто приоткрыт или совсем открыт и ток без возмущений будет спокойно и ровно протекать по цепи (кругом).

СХЕМА КЛАССИЧЕСКОГО ГЕНЕРАТОРА - ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ

СХЕМА ПОВЫШАЮЩЕГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ
СХЕМА ПОВЫШАЮЩЕГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ

Вот такая схема повышающего преобразователя часто встречается у любителей и на практике в фабричных устройствах , изготовленных очевидно на подвальных или гаражных фабриках.

Для удешевления производства за счет экономии меди, чаще продаются дроссельные DC-UP модули с прерывателями на микросхемах.

Принцип работы этих устройств иной и к делу особо не относится, а дан для общего развития.

Нас больше интересуют именно простые автогенераторы и их различия

Автогенератор — электронный генератор с самовозбуждением. Автогенератор вырабатывает электрические (электромагнитные) колебания, поддерживающиеся подачей по цепи положительной обратной связи части переменного напряжения с выхода автогенератора на его вход.

Похожие на первых взгляд схемы работают, а точнее начинают работать совершенно по разному .
Если кремниевый преобразователь изначально запускается открывающим импульсом (вопрос откуда он берется рассмотрим позднее)

кремниевый преобразователь
кремниевый преобразователь

и начинает работать от напряжений превышающих 0,5 вольта.

То с германиевым автогенератором дела обстоят совсем иначе.

Автогенератор не германиевом транзисторе
Автогенератор не германиевом транзисторе

1) В начале транзистор не работает, он закрыт. Но поскольку это германий, из-за его тока утечки (коллектор-эмиттер) через обмотку течёт ток, и в соседних обмотках возникает ЭДС самоиндукции.

2) В это же время, во второй части обмотки (подключенной на базу) начинает нарастать ЭДС, и достигая значения ~ 0,2 Вольта, транзистор начинает открываться, его сопротивление падает ( базовая обмотка и источник питания включены последовательно, их напряжения складываются).

3) Транзистор открывается, ток через обмотку коллектор-эмиттер нарастает до максимума.

4) Ток коллекторной обмотки достиг максимума, индукция прекращается. В базовой обмотке ЭДС падет, и транзистор закрывается.

5) Насыщенный сердечник начинает отдавать энергию, и во всех обмотках возникает ЭДС самоиндукции, но теперь уже ОБРАТНОЙ полярности. Базовый переход транзистора оказывается в обратном смещении, и поэтому транзистор закрывается ещё сильнее.

6) Сердечник отдал магнитную энергию.

И снова по новой, см. пункт 1

С кремневым транзистором это не прокатит, потому что у него нет тока утечки, кремний просто не стартанёт при таких условиях.