Постоянный автор «Мела» Ксения Букша считает, что в современной российской начальной школе больше минусов, чем плюсов. Да, там работают отличные учителя, которые любят детей и стремятся их чему-то научить. Но сама система (если абстрагироваться от «у всех так» и «все идут, никто не жалуется») - устроена далеко не идеально. А кое-что в ней для ребёнка просто вредно.
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
1. Слишком тяжёлый рюкзак
Вес рюкзака вместе с содержимым в 1-2 классах по санитарным нормам не должен превышать двух килограмм, в 3-4 классах — 2,3 килограмм. На деле сам рюкзак плюс три-четыре учебника формата A4 — это уже больше. А есть же ещё тетради, пенал, сменка, физкультурная форма (иногда её хранят в школе, но раз в неделю всё равно нужно стирать, а значит - приносить домой), водичка, яблоко, телефон, что-нибудь для ИЗО или труда... И вот идёт элегантный папа: пальто, шляпа, бородка, дочку ведёт за руку, а на другом плече аксессуар — квадратная розовая торба с эльфами. На старшую третьеклашку мощностей уже не хватило, той приходится пыхтеть самостоятельно.
А как лучше? Насколько было бы лучше, если бы все учебные материалы лежали в школе, а домой ничего бы не задавали. Вообще.
2. Неподходящий для ребёнка образ жизни
Ребёнок младших классов похож на маленького менеджера. Он одет в деловом стиле и должен весь день подчинять тело внешней дисциплине. Четыре-пять уроков по 45 минут нужно высидеть неподвижно. Некоторые учителя, к сожалению, не выпускают даже в туалет. На переменах ходить можно, но нельзя бегать, невозможно выйти погулять. Тот, кто не может уйти домой сам и кого не могут забрать в час-два, сидит ещё и на продлёнке. Как правило, там делают уроки, иногда это кружки — но тоже организованная активность. Потом ребёнок приходит домой и снова учится.
Подобный образ жизни ребёнку 7-10 лет просто вреден. Ему нужно не менее двух-трёх часов активных прогулок в день, возможность свободно менять положение тела и перекусывать, когда он голоден.
А как лучше? Во многих странах дети имеют возможность перемещаться по классу во время урока, одеваться в удобную одежду, сидят до определённого возраста не за партами или не только за ними. В школах должны быть уголки, где можно посидеть, полежать, побегать и поиграть, например, школьный двор. Часть дня нужно организовать как свободное время. Или хотя бы выделить час-полтора для обеда, прогулок и общения.
3. Толпа и шум
Вам бы понравилось работать в кабинете, где кроме вас ещё тридцать человек? Перегородок нет, всем всё видно. Душно, сколько ни проветривай. Стоит постоянный фоновый гул, а некоторые товарищи и сами работать не хотят, и другим не дают. Именно в таких условиях находится наш младшеклассник.
«Но мы же все так учились!» - скажут некоторые. Да. И уже тогда это было неудобно. Наша массовая школа сформировалась на заре индустриальной эпохи. Тогда важно было побыстрее сделать всех детей грамотными, чтобы они выросли в квалифицированных рабочих и инженеров. Школьная форма зачастую становилась для ребёнка первой нормальной одеждой (дома обноски), учитель — первым в жизни носителем знания, букварь — первой книгой. Необходимость строгой дисциплины и духота были наименьшим злом.
А как лучше? Сейчас жизнь совсем другая. То, что было прогрессивным в двадцатых и терпимым в семидесятых, сейчас кажется просто лишним. Хорошо, если учитель может позволить себе работать не с классом из тридцати человек, а с группами из 10-12 человек. Например, в новой школьной системе в Германии вообще нет классов как таковых. Трудно представить, но детей собирают разновозрастными группками, в разном составе на разные предметы. Система вскоре станет обязательной по всей стране.
4. Неэффективная учебная нагрузка
Ребёнку в начальной школе очень часто нечего делать. Он сидит и ждёт, когда кто-то ответит, или когда решатся дисциплинарные вопросы, или когда повторят то, что он и так знает, или когда закончат говорить о том, что ему неинтересно. Когда же будет новое и интересное, пища для мозга? Почти никогда.
Начальная школа как пирожок, в котором много теста и почти нет начинки
«А теперь, дети, открыли учебники, отступили три клеточки вниз, достали ручки», «на прошлом уроке мы проходили состав числа», «Петя выйдет к доске и расскажет». «Тихо! Петрова, не считай ворон!». Всё это одинаково скучно и тому, кто всё знает, и тому, кто ничего не хочет знать.
А как лучше? Дети в наше время не должны учиться только у учителя. У них должна быть цель, в процессе достижения которой они могут учиться и у учителя, и друг у друга, и добывать информацию самостоятельно, и помогать соседу. Педагог нужен не как говорильно-контролирующая машина, а как организатор процесса, как человек, который помогает сделать задание самостоятельно - каждому в своём темпе и ритме.
5. Монотонность
Мозг наших детей формируется в условиях избытка информации. А система школьных знаний до сих пор ориентирована на ситуацию, когда её мало. В результате программа просто не может конкурировать с яркими эмоциональными стимулами, которые есть у детей вне школы. Ей нечем поразить и завлечь современного ребенка. Я открываю учебник по «окружайке» и не нахожу ни единой причины, по которой он мог бы стать для моего ребёнка проводником в окружающий мир.
А как лучше? Чтобы в начальной (да и в любой) школе было интересно, она должна давать мозгу ребёнка такие стимулы, которых больше нигде нет. Например, диалог с умным взрослым и с другими детьми. Эмоциональную вовлечённость в общие проекты. Радость интеллектуального труда.
6. Необходимость концентрировать внимание
Опять сравню начальную школу с офисом. Все знают, что офисные сотрудники по-настоящему работают не все восемь часов. Мозг отключается. Внимание слишком устаёт. Но взрослые менеджеры могут и покурить, и чаи погонять, когда захотят. А младшеклассникам, у которых внимание совсем коротенькое, пятиминутное, отвлекаться не разрешают. Учитель объясняет сразу всем, отвлёкся — всё пропустил. Поэтому эффективность усвоения материала, который даёт учитель у доски, для многих детей близка к нулю.
А как лучше? Детям надо разрешить отвлекаться. Потому что запрещать им это — бессмысленно. Их мозг пока просто не может концентрироваться так, как этого требует стандартный школьный урок. Значит, основная часть учебного процесса должна быть выстроена иначе.
7. Мало времени на общение
Для ребёнка 7-10 лет потребность в общении — одна из основных. К сожалению, в цели школы и учителя обычно не входит организация и регулирование детского общения. Перемены маленькие, на уроках предлагается «не болтать». Учителя редко делают что-то целенаправленное, чтобы сдружить детей. Ведь коллектив из тридцати сверстников — это всё-таки далеко не идеальная среда. Без посредничества взрослых в ней возникает и агрессия, и травля. Бывает, увы, и так, что учитель сам к ней присоединяется...
А как лучше? Потребность в общении начальная школа может неплохо удовлетворять даже в рамках существующей системы. Стоит только учителю поставить себе такую цель. Пусть ребёнок учится жить в коллективе, быть в обществе, дружить и враждовать, формировать отношения к другим и позиционировать себя, сотрудничать, помогать и понимать чужие эмоции. Если всё это в школе есть, то общение — мощный плюс, который уравновешивает множество минусов.
8. Детям не дают свободно играть
«Ведущая деятельность ребёнка 7-10 лет — учебная», - заявляют педагоги-методисты. Вот так резко: в 5-6 лет — игровая, а в 7-8 — уже учебная. Именно так проверяется готовность к школе: сформирована ли учебная мотивация? Или куклы всё ещё главнее?
Мне это всегда казалось чем-то странным. Многие дети в 4-5 лет очень хотят учиться. Вот прямо сидят за столом и выводят палочки. Но — минут по десять. Многие дети в 8-9 лет часами играли бы в куклы, но у них не остаётся времени. Кто измерил процент их мотивации, да и вообще — зачем так жестко делить её на игру и учёбу?
«Можно же поиграть вечером, когда уроки сделаны». Я отвечу так: играть (и бегать, и фантазировать, и болтать) для ребёнка — всё равно что дышать. А вы пробовали целый день не дышать? Вечером подышите. После работы.
Что вместо. Ребёнку нужно время для свободной игры. Каждый день. И в школе тоже. И в десять лет, да.
Закидайте меня помидорами, но как родитель, по два года учивший обоих старших детей (с очень разным интеллектом и багажом знаний) дома, скажу: если у ребёнка нет существенных проблем с интеллектом, программу первых четырёх классов он может освоить сам. Единственная причина, по которой я готова отправить младшую дочку в школу, - это возможность свободного и полноценного общения с другими ребятами и хорошим учителем. Всё остальное входит в слишком большое противоречие с реальностью. Будем надеяться, что за три года, которые остались до школы моей младшей дочке, ситуация хоть немножко, да изменится в лучшую сторону.