При царе Алексее Михайловиче прошла церковная реформа, касавшаяся не столько сути христианства, сколько некоторых сторон обряда. Различия были вроде бы внешние. Самое заметное — как складывать пальцы в крестном знамении или писать ли имя Спасителя с одной буквой «и» (Исус) или с двумя (Иисус).
Ну вот как складывать пальцы, осеняя себя крестным знамением: три перста вместе или только два. На самом деле различие серьёзное, догматическое: ведь три сложенные пальца — большой, указательный и средний — символизируют Триединство Бога — Отца, Сына и Духа Святого, а два прижатые к ладони — двоичную природу Христа — Бога и человека. В двоеперстии же два выпрямленные перста знаменуют двоичную природу Христа, а три сложенные — Триединство Бога — Отца, Сына и Святого Духа. Но для народа важно было, что вместо привычного двоеперстия предлагается вроде бы щепоть — как табак берут на понюшку.
Были разногласия и по поводу церковного пения, произнесения проповедей, и ещё некоторые. А главное — очень уж грубо патриарх Никон эту реформу проводил. Ни при каких обстоятельствах недопустимо плевать на иконы или разбивать их об пол, как он делал. И вообще оскорблять чувства верующего, даже если он верует или проявляет свою веру непривычным для нас способом. Вот и случилось так, что верующие раскололись на две части: сторонники старых правил, то есть старообрядцы, не признали преобразований и отошли от официальной Русской Православной Церкви. Всеми силами они стояли за своё право вести богослужение по старым обычаям, креститься двумя перстами и молиться перед старыми образами. Уходили в леса, в Сибирь, а если их догоняли и хотели насильно заставить соблюдать новые порядки — даже шли на самосожжение в срубах...
На взгляд нашего современника, эти различия не столь принципиальны, чтобы идти на смерть: ведь не отрекаться же от Христа и православия требовалось, речь шла лишь о некоторых вопросах богослужения да о правке церковных книг по греческим первоисточникам. Но в то время люди считали эти частности сугубо важными и не желали менять своего привычного обычая. Самым страстным противником новых порядков был протопоп Аввакум. А Федосья Прокопьевна Морозова была ближайшей его сподвижницей.
Патриарх Никон начал проводить церковную реформу исходя из того, что Русь приняла веру от Византии и должна была сохранить её, поскольку возглавила православный мир. Поэтому стали сверять книги и нашли ошибки и расхождения с греческим порядком богослужения. А староверы полагали, что в сложившемся на Руси порядке ничего изменять нельзя, по каждому пункту спорили не на живот, а на смерть.
Спор о том, двумя или тремя перстами креститься, был только маленькой, но наиболее очевидной частью разногласий между раскольниками и официальной церковью. Но для людей воцерковлённых, то есть не просто причисляющих себя к верующим, но и соблюдающих все установления Церкви, всё, к ней относящееся, исполнено смысла и святости.
Нонна Яковлева
Книги для семейного чтения: «Жемчужное ожерелье Северной Руси» , «Русь златоглавая», «Держава Московская», «Путешествие в культуру. По дороге к храму», «Русская икона»