Найти тему
Шагающий экскаватор

Рецензия: Джо Харт, «Последняя девушка»

Страниц: 400

Цикл: «Владычество», часть 1

Оценка: 7/10

Мне периодически на глаза попадался этот роман вместе с хвалебными отзывами, и я подумала: может, это та самая антиутопия о девочках-подростках, которая наконец мне полностью понравится?

Первые страницы мне пообещали что-то интересное: идея книги заключается в том, что в недалёком будущем по какой-то причине перестали рождаться девочки. Это породило создание национальной ассоциации деторождения, а также — кровавый бунт, унёсший жизни большей части людей в США и разрушивший цивилизацию.

Главная героиня Зоуи заточена в бетонной тюрьме исследовательского института: всё, что она знает — что её отобрали у родителей, когда ей не было и года, она одна из немногих живых девушек, а снаружи — опасно. Она живёт день за днём в маленькой комнатушке, конвоируемая в столовую, в лекционный зал и на прогулки. Условия хуже тюремных, и ей всё это не нравится. 

Весь сюжет держится на том, что Зоуи хочется быть свободной и освободить других девушек.

И в этом то и проблема: главная цель героини довольно абстрактна: просто уйти из-под надзора ОУИ. Мотивация вроде как и ясна, а вроде и не объясняет толком поступков. Почему она решила сбежать, если ей втолковывали, что за пределами территории — смерть и разруха? Почему решила спасти в эти смерть и разруху других?

Обидно, что главная фишка — идея с вымиранием цивилизации — была отодвинута в дальний угол, а не раскручена по максимуму. Она лишь элемент бэкграунда, она объясняет происходящее, но не является им. Все действия, совершенные героиней, все декорации можно было бы объяснить кучей других причин: от злых КГБшников до расистов, которые трясутся над последними молодыми белыми.

Самое нелепое в том, что после картин об изолированной жизни девушек, где даже книги были под запретом, а их учебники были напичканы пропагандистскими текстами, рассказывающими о страшной жизни за стенами, нам показывают, как Зоуи мгновенно адаптируется к новому для неё миру. А ведь можно было придумать интересные моменты, где девушка, выращенная в тепличных условиях, пытается разобраться в «артефактах древности» и угадать их предназначение.

Сам сюжет так примитивен, что аж больно: девочка сидит в заточении, девочка злится, девочка сбегает и всех кромсает, девочка бежит, девочка стреляет. Те же пробежки по лесам с винтовкой наперевес мне напомнили прочитанный не так давно роман «5-я волна». Эти стереотипные персонажи молодых и красивых, но сильных и дерзких девушек уже вызывают тошноту.

Также мне не понравилась совершенно попсовая манера убивать персонажей, к которым Зоуи привязана. Тут было такое же ощущение, как при просмотре дешёвенького триллера: как только ты видишь, что авторы раскрывают второстепенного персонажа, знай: его сейчас убьют.

Но есть здесь и положительные моменты! Как никак я поставила семь баллов — что для этого жанра неплохая оценка.

  • Во-первых, здесь опять же есть пресловутая романтическая жилка... Но она так незначительна, что про неё преспокойно забываешь.
  • Во-вторых, здесь очень яркие экшн сцены, от которых невозможно оторваться.
  • В-третьих, нет унылых размышлений героини на тему «что такое хорошо, а что такое плохо», которые так часто встречаются в этом жанре.

В целом, книга вышла ни рыба ни мясо: что-то серое и обычное; она не запомнится надолго, но в то же время читать её было вполне неплохо.