4,8K подписчиков

Первый кофликт в Русской Православной церкви

584 прочитали
М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. Картина 1889-1890 гг. (здесь и далее фото из открытых источников). На картине художник изобразил эпизод духовного преображения основателя Троицкого монастыря и основателя русской духовной культуры, Сергия Радонежского; в миру он носил имя Варфоломей. Причислен Русской православной церковью к лику святых.
М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. Картина 1889-1890 гг. (здесь и далее фото из открытых источников). На картине художник изобразил эпизод духовного преображения основателя Троицкого монастыря и основателя русской духовной культуры, Сергия Радонежского; в миру он носил имя Варфоломей. Причислен Русской православной церковью к лику святых.

Продолжение

Предыдущие статьи: Начало: князь и царь Продолжение-1: Новгород и Псков Продолжение-2: свержение ига Продолжение-3: было ли иго? Продолжение-4: централизация государства Продолжение-5: раздача поместий Продолжение-5: крепостничество

На рубеже XV-XVI веков в православной церкви на Руси разгорелся спор, переросший в затяжной конфликт. Сложилось два лагеря: нестяжатели и иосифляне. Подчеркнем, что эти два лагеря существовали внутри православной церкви, а участниками церковных споров являлись священнослужители. Расхождения между ними шли по ряду вопросов; основным был вопрос о церковно-монастырском землевладении.

Нестяжатели и иосифляне – два течения внутри русской православной церкви.

Главным пунктом разногласий иосифлян и нестяжателей был вопрос о церковно-монастырском землевладении.

Монастыри на Руси появились вместе с введением христианства. Со временем монастыри стали крупными земельными собственниками. Особенно быстрыми темпами растет монастырское землевладение начиная с середины XIV в. Как правило, монахами основывался небольшой скит. Со временем он превращался в развитое вотчинное хозяйство с деревнями и зависимыми крестьянами, которые назывались монастырскими, позже - владельческими. Крупнейшими земельными хозяйствами были известные монастыри: Троице-Сергиев, Соловецкий, Кириллов (Кирилло-Белозерский), Иосифо-Волоколамский (Иосифо-Волоцкий). Последние два будут упоминаться нами часто: из одного вышли самые известные нестяжатели, из другого - иосифляне.

Троице-Сергиев монастырь. Из росписей свода митрополичьих покоев. Фреска,  XV в.
Троице-Сергиев монастырь. Из росписей свода митрополичьих покоев. Фреска, XV в.

В это время складывается союз православной церкви и великокняжеской власти. Так, основатель Троицкого монастыря (неподалеку от Москвы, ныне известная Троице-Сергиева лавра), духовный авторитет Руси Сергий Радонежский оказал поддержку московскому князю Дмитрию Ивановичу накануне Куликовской битвы в 1380 году.

Церковь стремится к укреплению великокняжеской власти, а князьям для проведения политики объединения земель и централизации власти нужна сильная влиятельная церковь.

Таким образом, исход спора, о котором я еще не начала рассказывать, был заранее предрешен.

Спор возник при жизни Ивана III. На церковном соборе 1503 года выступил старец Нил Сорский (в миру Николай Майков). Его речь была направлена против церковно-монастырского землевладения ("чтобы у монастырей сёл не было, а жили чернецы по пустынем").

Нил Сорский. Икона XV века. Много есть икон с его изображением, но мне понравилась эта
Нил Сорский. Икона XV века. Много есть икон с его изображением, но мне понравилась эта

Нил Сорский возглавил движение нестяжателей.

Кормиться монахи должны, учил старец, своим трудом, их долг - подвижничество, и даже милостыню следует принимать, не злоупотребляя щедростью прихожан. Таким образом, Нил призывал к нестяжательству церковью земных благ ("сосуды золотые и серебряные, даже и священные, не подобает иметь"). Сам он основал скит (пýстынь) на реке Соре недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, где до этого нес послушание. Монахи в Нило-Сорской пустыни жили по традициям первых христианских монастырей. Условие вступления в обитель было только одно: грамотность, т.к. требовалось знание Писания. Монахи должны исполнять Священное Писание разумно. Это положение, а также мысли об излишнем украшательстве храмов, дабы не возникло излишней гордости за творение рук человеческих, высказанные в трудах старца, роднят его учение с монашеским движением XIV - XV веков - исихазмом. Интересно, что Нил Сорский был также против и излишнего аскетизма и подвижничества, а больше всего ценил умную молитву.

Нестяжатели учили, что церковь не должна владеть землями, а должна подавать прихожанам пример нестяжательства и праведной жизни монахов.

Призывы Нила Сорского и движение нестяжателей не понравились последователям другого направления - иосифлянам. На том же соборе 1503 года против речей Нила выступил настоятель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин).

Иосиф Волоцкий и основаннй им Иосифо-Волоколамский (Иосифо-Волоцкий) монастырь. Икона XVI  века.
Иосиф Волоцкий и основаннй им Иосифо-Волоколамский (Иосифо-Волоцкий) монастырь. Икона XVI века.

Иосиф Волоцкий возглавил движение иосифлян.

Иосифляне считали, что церковь должна владеть землями, населенными крестьянами; а как же иначе духовенство будет выполнять обязанности перед прихожанами? Монахи не молиться за них, помогать нищим, наконец, обучать духовенство, если будут заняты добыванием хлеба насущного. Помимо того, наличие земель у монастырей и богатого убранства в церквях возвышает церковь в глазах прихожан, поднимает ее авторитет в государстве. Государству сильная церковь была нужна.

На Соборе 1503 года иосифляне в идейных спорах победили нестяжателей.

В чем противники были согласны друг с другом, так это в том, что в монастырях наблюдалось в то время, так сказать, падение нравов, расшаталась дисциплина. Но если Нил Сорский перестраивал сами принципы монастырского общежития, то Иосиф Волоцкий предлагал для искоренения этого греха строгие меры и ужесточение дисциплины.

То же по отношению к еретикам, например, к ереси жидоствующих, распространявшейся в конце XV века в Москве и Великом Новгороде. Осуждая ересь, нестяжатели предлагали как метод борьбы с ней убеждение еретиков, а иосифляне требовали прямого подавления ереси. Интересно, что одно время к ереси склонялся сам Великий князь Иван III Васильевич... и потерпел поражение на церковном соборе.

Ересь жидовствующих при дворе великого князя Ивана III. Миниатюра из Лицевого летописного свода.
Ересь жидовствующих при дворе великого князя Ивана III. Миниатюра из Лицевого летописного свода.

Новый новгородский архиепископ Геннадий вкупе с Иосифом Волоцким сумели подобрать аргументы против ереси жидовствующих, после чего ересь была подавлена.

Осуждение жидовствующих на Соборе 1504 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода.
Осуждение жидовствующих на Соборе 1504 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода.

Тем не менее,

в спорах нестяжателей и иосифлян зародилось русское богословие.

А благодаря Иосифу Волоцкому

складывается союз светской власти с наиболее ортодоксальной частью церковников.

Дело дошло до того, что во время следующего спора иосифлян и нестяжателей сын Ивана III Великий князь Василий III не захотел поссориться с церковью и поддержал в конце концов митрополита-иосифлянина Даниила.

Василий III. Фрагмент иконы "Василий Великий и вел. кн. Василий III".  2 половина XVI века.
Василий III. Фрагмент иконы "Василий Великий и вел. кн. Василий III". 2 половина XVI века.

Основным предметом спора стал тот же вопрос - должна ли церковь владеть землями. На Руси по приглашению Василия III находился образованнейший человек своего времени - Максим Грек (Михаил Триволис в миру).

Максим Грек. Икона
Максим Грек. Икона

Ученый, грек из Италии, он приехал для перевода церковных книг. Максим Грек под влиянием идей итальянского гуманизма поддержал нестяжателей.

Вместе с ним против идей Иосифа Волоцкого выступил ученик Нила Сорского Вассиан Патрикеев (в миру князь Василий Иванович).

Вассиан патрикеев. Икона
Вассиан патрикеев. Икона

"Князь-инок", как его называли, был выходцем из старинной семьи князей Патрикеевых, род восходил к литовскому князю Гедимину. Именно он, возражая Иосифу, призывал не бояться богословских споров с еретиками, а, напротив, вести с ними диспуты.

Интересно, что Василий III одно время склонялся к учению "заволжских старцев". Он вернул Вассиана Патрикеева из ссылки (куда тот попал при Иване III по причинам, не имеющим отношения к богословию). В начале своего правления Василий III пытался ограничить церковно-монастырское землевладение, и учение нестяжателей здесь было очень к месту, оно прекрасно обосновывало эту политику теоретически. С 1511 г. митрополичью кафедру возглавлял выходец из Кирилло-Белозерского монастыря нестяжатель Варлаам. Кстати, будучи перед этим настоятелем Симонова монастыря, Варлаам соответствовал идеалам нестяжательства: при нем монастырь новых земель не приобретал.

В 1521 г. Варлаам попал в опалу и чуть позже по приказу Василия III поехал в ссылку. Кафедру митрополита занял другой человек - ученик Иосифа Волоцкого, выходец из Волоколамского монастыря Даниил.

Уход Варлаама с митрополичьей кафедры. Миниатюра из Лицевого летописного свода, 1570-е гг.
Уход Варлаама с митрополичьей кафедры. Миниатюра из Лицевого летописного свода, 1570-е гг.

Что заставило Василия III так резко сменить церковную политику? Личная причина. Варлаам отказался признать развод Василия с бесплодной Соломонией Сабуровой. Новый митрополит, иосифлянин Даниил, разрешил князю развод, и через несколько лет Василий женился на Елене Глинской. А в 1530 году у четы родился наследник - сын Иван IV.

Митрополит Даниил. Его карьера закончилась в период малолетства Ивана IV примерно так же, как и его соперника Варлаама. В 1539 г. его низложили князья Шуйские. Даниил удалился "на покой" в Иосифо-Волоколамский монастырь. Здесь: сведение митрополита Даниила с кафедры князем Иваном Шуйским. Миниатюра из Лицевого свода, 1570-е гг.
Митрополит Даниил. Его карьера закончилась в период малолетства Ивана IV примерно так же, как и его соперника Варлаама. В 1539 г. его низложили князья Шуйские. Даниил удалился "на покой" в Иосифо-Волоколамский монастырь. Здесь: сведение митрополита Даниила с кафедры князем Иваном Шуйским. Миниатюра из Лицевого свода, 1570-е гг.

Чем же, в конце концов, закончился этот богословский спор?

Нил Сорский скончался в 1508 г.

Максим Грек в 1525 г. был обвинен в ереси и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь. Фактически он находился в заточении. Лишь в 1547 г., много позже смерти Василия III, усилиями митрополита Макария он был переведен в Троице-Сергиев монастырь "на покой" (где и упокоился).

Вассиан Патрикеев сначала находился в Симоновом монастыре, потом его перевели в Спасо-Каменный монастырь, где Вассиан вскоре и скончался ("уморен иосифлянами"). Упоминания об этих событиях оставил сподвижник Ивана Грозного князь Андрей Курбский, и не случайно. Князь Курбский воспринял гуманистические идеи Максима Грека. В переписке с Иваном Грозным он поднимал вопрос "естественного права", обвинял Грозного в том, что тот "затворил русскую землю, сиречь, свободное естество человеческое, аки в адовой твердыне". Идея "свободного естества человеческого" пришла, вероятно, из Италии через Максима Грека.

Окончание

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе!