Найти тему
Marga: просто история

Женское счастье Катерины: когда нет в доме мужика (смотрим по книге)

В предыдущих постах я поделилась своими первыми довольно эксцентричными впечатлениями о книге "Москва слезам не верит", описав все мои претензии к герою-любовнику Гоше. Но, несмотря на всю его бесцеремонность и самоуверенность, он был именно тем, кто нужен Катерине, тем, кого она, цитируя по фильму, "так долго искала".

Катерина в последней сцене. Источник: kinopoisk.ru
Катерина в последней сцене. Источник: kinopoisk.ru

Книжный образ Катерины (в сравнении с двумя другими девушками) больше всего совпадает с экранным: она - серьезная, принципиальная, очень сильная духом и ... очень несчастная.

Ей очень не слишком повезло с первой любовью: в книге оператор Рудольф Рачков изображён ещё пакостнее, чем в фильме. Заигрывал с Людмилой, пытался Катерину подпоить и...таки да. Но нет. Людмила спасла. Впрочем, это не помогло, и в следующий раз Рудольф добился своей цели. А после того, как Катерина забеременела, он очень быстро и без всяких угрызений совести исчез за горизонтом, оставив ей разбираться "с проблемой" самостоятельно.

Так Рудольф отвечал на мольбу Катерины найти врача по знакомству:

"...- Это все не по знакомству, а по закону делается. Сходи в поликлинику на фабрике, объясни ситуацию. Они обязаны следить за здоровьем трудящихся. У нас, кстати, самое лучшее медицинское обслуживание в мире, – Рачков посмотрел на часы. – Извини, я на передачу опаздываю. – Он встал, похлопал Катерину по плечу. – Ничего, все обойдется, ты будь понастойчивее с врачами. А меня в это дело не впутывай!
Он поправил кепку и пошел. Отойдя несколько шагов, вдруг побежал к троллейбусной остановке, может быть радуясь, что все так закончилось и ему ничего решать не надо, все решат за него другие: врачи, Катерина… В конце концов, все женщины делают аборты."*
Встреча Катерины и Рудольфа, кадр из фильма.
Встреча Катерины и Рудольфа, кадр из фильма.

То есть женщина на грани отчаянья, если уже не за гранью, а он ей вместо помощи - у нас в стране лучшее медицинское обслуживание в мире! Молодец!

К слову, в фильме создается впечатление, что Катерина пустила ситуацию на самотёк. В книге это было не так. Перед тем, как обратиться к Рачкову, она посетила несколько государственных клиник, где ей отказали - вышли все сроки.

Видимо то, как поступил с ней ее первый возлюбленный, заставило Катерину твердо выучить урок: на мужчин рассчитывать нельзя, в жизни женщина может положиться только на себя. За двадцать лет у нее было много мужчин...все они так или иначе это наблюдение подтверждали. Катерина даже готова была бы смириться, но все романы заканчивались ничем. Однажды она поделилась своей проблемой с другом-поэтом, с которым познакомилась на памятной вечеринке, когда они с Людмилой играли в дочерей академика, на что получила ответ, отражающий позицию автора:

"- Как будто меня мужики побаиваются.
– Конечно побаиваются, – согласился поэт. —Таких, как ты, немного. Однажды в метро я увидел женщину в чем-то похожую на тебя. Лет тридцати с небольшим, хорошо и модно одетую. Мы встретились взглядами, и она не опустила глаз, как это обычно делают женщины. <...> Она рассматривала меня. Рассматривала как достойный противник или партнер, прикидывая, стоит ли со мной иметь дело. Она была готова принять мой вызов, но я сам отвел глаза, как школьник, потому что понял – не справлюсь.. Она уже знает все или почти все про мужчин и определяет их реальную стоимость с точностью электронно-вычислительной машины. В тебе мужики чувствуют то же самое. Поэтому твои романы заканчиваются ничем, тебе нужна настоящая любовь, и не только, чтобы влюбиться в тебя, а чтобы влюбилась ты."*

Последним серьезным и достаточно продолжительным романом перед встречей с Гошей был служебный роман с членом коллегии министерства Петровым. В фильме его играет несравненный Олег Табаков.

Катерина и Петров. Кадр из фильма.
Катерина и Петров. Кадр из фильма.

Интересно, что Петров, так же как позже и Гоша, привлек ее внимание достаточно наглым и бесцеремонным требованием сходить с ним на свидание. Слабость к нахальным сильным мужчинам налицо.

Но дальше Петров проявляет себя очень не по-мужски, потому что защищать женщину, ведущую интриги наравне с ним...это слишком:)

"Не защитник, подумала Катерина, чем бы все ни кончилось, роман с Петровым на этом закончится точно."*

Конфликт решается в пользу Катерины. Она несколько оттаивает, соглашается поехать к Петрову домой, так как его жена и дети уехали на дачу. Там происходит забавная сцена с заявившейся в гости свекровью (в точности повторенная в фильме), во время которой Петров ведёт себя весьма истерично. Такого поведения Катерина и себе бы никогда не простила, не то что своему мужчине, потому роман она оборвала сразу.

После разрыва Катерина едет на дачу к Антонине, где жалуется подругам, как она несчастлива, несмотря на высокую должность и наличие дочки. Проблема вся в том, что мужчины пошли слабоватые.

"Да где они, мужики-то? Выродились все. Скучные, нерисковые, скупые. Ты посмотри, кто сейчас в кино, в театры, на выставки ходит? Одни же бабы. А эти – домой, на тахту и к телевизору. Сорока еще нет, а животы уже отрастили. Мятые какие-то. Ботинки нечищеные."*

Все эти вопли души уже должны подтолкнуть читателя к простой мысли: Катерине нужен психолог сильный мужчина, от которого она будет без ума, который будет не только любить ее без оглядки, но и возьмёт на себя ее проблемы.

И вот этот мужчина появляется: бесцеремонный, грубый, но определено нескучный. Катерина пропадает полностью, даже Рачкова она так не любила. Когда Гоша уходит, зализывая свое уязвленное самолюбие, Катерина натурально сходит с ума. Несколько дней она не ест, много спит, пьет, забывает и про дочку, и про работу, пока вызванные Александрой друзья, не возвращают Гогу в лоно семьи.

Катерина "кормит семью ужином" (цитата из книги). Кадр из фильма
Катерина "кормит семью ужином" (цитата из книги). Кадр из фильма

Катерина, наконец, чувствует себя счастливой, полноценной. Кстати, в отличие от фильма, в книге есть крохотный эпилог "10 лет спустя", он носит, в основном, политический характер, но из него понятно, что Катерина и Гоша живут вместе и вполне счастливы. Слова "счастье" и "счастливый" повторяются в конце романа рекордное количество раз, видимо для того, чтобы убедить читателя, что, да-да, женское счастье именно такое, даже если выглядит оно как-то непохоже.

*Черных В.К. Москва слезам не верит. 1994 г.