Найти тему

Психическое здоровье врачей в период пандемии

Иляна Фомина, ведущая «Авторадио – Санкт-Петербург»Александр Кичаев, психолог-коуч

Александр Кичаев на Авторадио
Александр Кичаев на Авторадио

И.Ф.: Сегодня речь пойдет о психическом здоровье врачей в период пандемии. Дело в том, что Союз охраны психического здоровья провел опрос среди медиков, которые работают с ковидными пациентами. Его итоги не утешительны. Исследование показало, что большая часть врачей подвержена депрессии, тревожности и даже суициду. Обсудим эту непростую тему с коуч-психологом Александром Кичаевым.

И.Ф.: 50 % медицинских работников страдает от тревожности и депрессии. Как вы думаете, почему такой большой показатель?

А.К.: Есть такая классическая фраза врачу: «Исцели себя сам». Если ты хочешь кому-то помочь, ты должен быть сам здоров. Сложность в том, что если человек, претендующий лечить, имеет какие-то непроработанные комплексы, у него много нерешенных задач, он в депрессии постоянно, то, конечно же, он не в состоянии помочь другим. Основная причина в том, что есть эффект выгорания. Когда человек постоянно сталкивается с чужими проблемами, не умеет их правильно перерабатывать, тогда проблемы в нем застревают. И он заболевает душой.

И.Ф.: Получается, что выгорают чаще люди, которые уже давно в этой профессии. А специалисты наоборот пришли к выводу, что молодые врачи в возрасте от 20 до 35 лет чаще сталкиваются с таким недугом, нежели их коллеги, которым больше 50 лет. Почему сейчас такая тенденция?

А.К.: Если человек в профессии давно, он учится, как преодолевать синдром выгорания. Человек, начинающий свою деятельность в этой профессии, еще не имеет такого опыта. Он слишком близко к сердцу может принимать проблемы, то есть просто не умеет это перерабатывать. Существует еще синдром «замылившихся глаз», когда человек давно в профессии, его ничем не удивишь, ему уже неинтересно.

И.Ф.: 87% участников опроса признались, что нуждаются в психологической поддержке. Это очень много. Но нашли в себе силы обратиться за помощью всего лишь 7%. Как можно помочь врачам?

А.К.: Кто хочет обратиться сталкиваются с предубеждениями, что «я больной на голову, если обращаюсь к психологу». Такие «штампы» в России еще есть, на Западе с этим уже справились. Там даже у безработных есть коуч или психолог по государственным программам. Чтобы человек обратился, ему нужно понять, что это не из-за того, что он ненормальный, а потому что ему нужно увидеть со стороны свою ситуацию, увидеть непредвзятый и объективный взгляд на себя и ту проблему, которая его мучает. Нужно относиться к этому, как к полезному и нужному акту. Не стоит идти за советом к другу, который может дать случайно хороший совет, но чаще советы будут бытовые.

И.Ф.: Меняется ли эта парадигма отношений похода к психологу в положительную сторону? Люди к этому привыкают или до сих пор отказываются и не согласны обращаться за медицинской помощью?

А.К.: Есть такой нехороший эффект – «подсаживание». Некоторые горе-специалисты делают все, чтобы клиента сделать зависимым от себя. Они не решают его проблемы, а «сыпят соль на рану», то есть пытаются его еще больше загрузить проблемами, чтобы он к ним регулярно ходил. Здесь очень важна репутация человека. С улицы найти человека сложно. Велика вероятность нарваться на дилетанта, на хитрого специалиста. Однозначных решений здесь нет.

И.Ф.: 100% всех врачей не смогут обратиться за помощью. Психологов на всех не хватит. Что вы бы порекомендовали сделать врачу в рамках пандемии? Как взять себя в руки? Как перестать беспокоиться лишний раз?

А.К.: Во-первых, нужно научиться расслабляться и переключаться. Например, врач вышел из «красной зоны», был весь в стрессе, у него был внутренний блок. Хоть он себя и успокаивает, что «у меня хорошая защита от всего», но страх, что есть возможность заразиться где-то глубоко в душе. Нужно от этого избавляться. Есть техники медитативные, есть дыхательные техники, то есть ты свой страх выдыхаешь. Обычно страх накапливается в верхней части нашей груди. При помощи перераспределения дыхания пробиваешь этот страх, эти блоки. Таких техник саморегуляции очень много, они как раз могут помочь. Для этого нужно, как минимум, погуглить «техника саморегуляции, техника медитации». Ими можно овладеть без помощи специалиста, если ты хоть чуть-чуть что-то про себя понимаешь. Врачи обычно свой организм знают хорошо.

И.Ф.: 60% респондентов признались, что испытывают симптомы депрессии. Около 40% имеют проблемы со сном. Какие симптомы можно отнести к депрессии? Что делать если часть из них у человека уже есть?

А.К.: Обычно при депрессии идет упадок жизненных сил. Есть ощущение безнадежности: «Я не понимаю, зачем я все это делаю. Какой в этом смысл?». У человека начинаются экзистенциальные блоки. Затем есть ощущение опустошенности внутренней: «Я не чувствую рядом поддержки, понимания». Как раз сочетание того, что безнадежность, бесперспективность и бессмысленность будущего, опустошенность настоящего. Возможно даже переосмысление прошлого: «То ли я делал?». Это все дает ощущение того, что обычно называют депрессией. Хотя есть разные виды. Бывает, что она еще на биохимических факторах строится. Например, есть сложности в обмене веществ, есть какие-то нарушения в работе мозга.

И.Ф.: Насколько сложно у себя диагностировать депрессию? Реально самому разобраться в этом вопросе?

А.К.: Очень часто в депрессию входишь постепенно и сам не можешь понять. Это может начинаться с ощущения неудовлетворенности собой и жизнью. Потом к этому подсоединяются более глубокие факторы. То есть ты начинаешь с бытового, потом выходишь на уровень смысла ценностей. Отследить это очень сложно. Обычно фактором, который человеку может помочь понять является тяга к приему седативных препаратов – алкоголь. Он не может сам справиться с чем-то и хочет найти помощи в таких вот препаратах. Второй вариант – тяга к экстриму: прыгать, нырять, например. Если он чувствует, что у него внутреннее сильное стремление решить проблемы не внутренними ресурсами, а внешними, то это уже один из признаков депрессии.

И.Ф.: Еще одно мнение, к которому пришли исследователи, что врачи, которые состоят в браке или живут в семье, легче справляются со стрессом, чем их одинокие коллеги. Что делать одиноким людям? Как им справляться в такой ситуации?

А.К.: Конечно же, если ты живешь в браке, и человек тебя любит и понимает, то он сможет тебе помочь, даже ничего не говоря. Просто обнять, посмотреть душевно и понимающе. Возможно, этого и не хватает людям одиноким. Они находят случайных собеседников, не очень надежных. Выход какой? Стоит пересмотреть свои установки на жизнь, понимать, что не стоит полагаться только на себя. А вместе с надежным и любимым человеком рядом ты сможешь решить самые сложные задачи в своей жизни.

И.Ф.: Во время пандемии врачи стали получать денежные выплаты, некоторым обеспечили проживание и питание. Как думаете, этой материальной поддержки достаточно или необходимо задействовать психологическую сторону? Например, как-то организовать отдых во время рабочего дня или в выходные. Как это сделать, когда такое огромное количество зараженных?

А.К.: Есть два типа мотивации: материальная и нематериальная. Деньги – это, конечно, хорошо. Но ты еще должен понимать свою миссию в этой жизни. Если человек понимает, во имя чего он страдает, во имя чего идет на серьезные жертвы, то это ему дает силы. Нужно, конечно, уметь переключаться. В тайм-менеджменте есть четкое правило, что каждые полтора часа, условно говоря, нужен небольшой перерыв. То есть нужно сделать что-то совершенно несвойственное своей деятельности работы. Попрыгать, покричать – переключить свой организм. Например, школьники 45 минут посидели, потом они подурачились, потом снова сидят. Идеально, чтобы также было и у врачей, но над этим мало кто задумывается. В принципе это реально, но нужно, чтобы кто-то взял на себя ответственность.

И.Ф.: Что можно сказать по поводу общей психологической обстановки среди тех, кто еще не заболел? Сейчас многие переживают, поскольку сообщения о протекании вируса каждый день меняются. Иногда, даже страшно читать новости. Как нам всем сохранять спокойствие?

А.К.: Сейчас многие в массовом психозе – это нагнетание по типу того, что очень все плохо, нам будет еще хуже, не знаем, что делать. Когда человек теряет уверенность, он начинает метаться в поисках выхода. Это уже лишило ощущения стабильности того, что все под контролем. Как только ощущение неконтролируемого процесса охватывает умы и души, то все начинают смотреть на жизнь очень пессимистически. Здесь выход очень простой – вера в лучшее. Наша жизнь – это всегда полосы: черные, серые, белые. К чему многие призывают – это безопасность. Те же самые маски, минимум контактов. Если ты будешь делать это с ощущением того, что не только оберегаешь себя, но и своих близких, то ты это будешь делать не как загнанный в угол, а как человек, делающий важное и доброе дело. То есть ты надеваешь маску не от страха, а с ощущением того, что делаешь всех вокруг безопасными. Это включение мысли – важно.

И.Ф.: Спасибо большое за интересную беседу. Надеюсь, наши слушатели примут информацию к сведению. Друзья, давайте помнить необходимые требования безопасности, чтобы не усложнять ситуацию и не добавлять работы медикам. Им сейчас итак нелегко.

Психолог Александр Кичаев http://kichaev.ru