Именно 17 ноября 1914 года погиб на русских минах германский броненосный крейсер "Фридрих Карл":
Не такой уж и старый, введён в строй в 1903 году. Назван в честь принца Фридриха Карла Прусского, бывшего сыном младшего брата кайзера Вильгельма I, а бабушкой его была Великая княгиня Мария Павловна, сестра царя Александра I. Вот такие генеалогические сплетения. Принц Фридрих Карл был товарищ боевой, участвовал в трёх войнах, ведшихся Пруссией и заслуженно дорос до звания фельдмаршала Пруссии. А на этом фото он изображён в более молодые годы в форме прусских Чёрных гусар, известных головорезов:
Попутно носил звания почётного командира полков других стран, в том числе и российских, а также был возведён Александром II в звание российского фельдмаршала. Принц внёс большой вклад в дело объединения Германии под эгидой Пруссии.
Так что вполне заслуженно его имя было присвоено крупному боевому кораблю. И драли матросов на нём видимо так, что он стал единственным немецким военным кораблём, на котором в довоенное время, опять же, в ноябре 1904 г., раньше, чем на "Потёмкине" взбунтовалась команда. Одна из фотографий матросов крейсера "Фридрих Карл":
В начале войны он являлся флагманом крейсерской эскадры на Балтике. В середине ноября 1914 года эскадре была поставлена задача нанести удар по Либаве. Немцам стало известно, что там базируются британские подводные лодки, да и вообще эта база была головной болью для Кайзерлихе Марине.
Однако немцы не могли знать, что 5 ноября группа российских эсминцев: «Генерал Кондратенко», «Охотник», «Пограничник», «Сибирский стрелок» выствили в районе Мемеля 140 морских мин. На одну из них и налетел "Фридрих Карл" в 1:46 17 ноября. Заряд мины составлял 96 килограммов, взрыв пришёлся в центре корпуса, но не был фатальным. Командир корабля Ф.К. Леш (ничего не нашёл об этом человеке) решил, что подвергся нападению подводной лодки. Чтобы уклониться от повторной атаки он приказал повернуть и уходить полным ходом на запад. Однако вода прибывала слишком быстро, скорость крейсера упала до 10 узлов, и ему пришлось повернуть обратно на восток, чтобы поскорее выбраться на мелководье. Через 11 минут корабль наскочил на вторую мину.
Крейсер получил большой крен на правый борт и сел кормой. Вышла из строя левая машина, и скорость снизилась до 8 узлов. Руль заклинило в положении 20° на левый борт. "Фридрих Карл" потерял управление и только описывал круги на месте. Корабль остался без электричества, а также были сорваны радиоантенны. Как и должно было случиться, полевая радиостанция оказалась в затопленном отсеке. И ещё о замечательной флотской организации. Чтобы избежать пожаров в бою, с крейсера убрали практически все шлюпки. Кстати, немцы продолжали считать, что подверглись торпедной атаке. Контр-адмирал Беринг, находившийся на борту изволил пошутить, обращаясь к своему штабу: "Мы унесем с собой на дно последнее утешение: английские торпеды никуда не годятся".
Непонятно, почему он пришёл к такому выводу - отсеки, несмотря на отчаянную борьбу за живучесть экипажа продолжали затапливаться один за другим. Но где-то через час удалось восстановить подачу электроэнергии и отправить радиограмму о помощи. Через примерно 5 часов лёгкий крейсер "Аугсбург" снял команду прежде, чем флагман перевернулся и пошёл на дно. Погибли только 8 человек, находившиеся во время второго взрыва в кормовом торпедном отсеке.
"Аугсбург" двинулся у Мемелю, но в 8 с небольшим часов утра прямо на его глазах подорвалось на другом минном поле и пошло ко дну со всем своим экипажем лоцманское судно "Эльбинг", тоже вышедшее на помощь "Фридриху Карлу". Возможно, это спасло жизнь "Аугсбургу" и его удвоенной команде, поскольку крейсер изменил курс и направился в другой порт.
Через три года, 17 ноября 1917-го, состоялось Второе сражение в Гельголандской бухте. Со стороны Британии в нём участвовали 6 линейных крейсеров, 8 лёгких крейсеров и 18 эсминцев, а с немецкой 2 линкора, 4 лёгких крейсера, 8 миноносцев, тральщики.
Из-за них, в принципе, всё и началось. Если всего в 1917 году англичане выставили в Северном море и Атлантике 33 660 мин, то в этой бухте с целью затруднить деятельность подводных лодок - 22 148. Поэтому немецкие тральщики постоянно там копошились, а для их охраны привлекались крупные корабли. В конце концов англичане решили всю эту возню прекратить. И в укзанное число произошла упомянутая схватка. Как видно, силы привлекались немалые. Только 381 мм снарядов англичанами было выпущено 146. С однм единственным попаданием.
И 2519 штук 152-мм снарядов (3 попадания), не говоря уж о более мелких калибрах. Всего потери германского флота составили: 21 убитый, 10 тяжело- и 30 легкораненых. Потоплен 1 тральщик. Потери британцев составили порядка 100 человек, а также повреждено 3 лёгких крейсера, несколько эсминцев. Виноваты оказались большие дистанции, плохая видимость, усугблявшаяся выставляемыми немцами дымовыми завесами и сильные опасения влететь на минное поле.
Итогом сражения стало то, что немцы начали выделять больше кораблей для прикрытия тральщиков, только и всего.
О стоимости артиллерийского боя и вообще морской артиллерии:
Золотые залпы корабельной артиллерии
Снаряд против брони - старые счёты
Морская артиллерия. Совсем чуть-чуть о ней
Ещё о корабельной артиллерии. Теперь о снарядах
....................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь